ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ПРОВЕРКАХ БУДЕТ РАСШИРЕНО

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ПРОВЕРКАХ БУДЕТ РАСШИРЕНО
21 октября статс-секретарь – заместитель министра экономического развития РФ А.Попова представила на заседании Президиума Правительства РФ законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Как сообщила пресс-служба Минэкономразвития РФ, этот закон принимается в развитие Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который был принят в конце 2008 года и вступил в силу с 1 мая 2010 года.
Выступая на заседании, А.Попова напомнила, что законом о проверках: - усилены гарантии защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора); существенно изменена идеология проведения проверок за счет участия органов прокуратуры в их согласовании; введен уведомительный порядок начала отдельных видов предпринимательской деятельности по исчерпывающему перечню; предусмотрен перечень грубых нарушений закона, являющихся безусловным основанием для признания результатов проверки недействительной.
По словам А.Поповой, подведение первых результатов действия закона уже возможно. Закон действует, что признают, прежде всего, сами предприниматели. Количество проверок со стороны органов контроля постоянно снижается (например, по исследованиям Минэкономразвития России только за I квартал 2010 г. количество проверок по сравнению с III кварталом 2009 г. уменьшилось на 33%). Органы прокуратуры отклоняют до 50% проверок, которые органами контроля планировалось провести без каких-либо оснований. Предпринимателями подано уже более 46 тысяч уведомлений о начале отдельных видов предпринимательской деятельности.
Вместе с тем большая часть работы по совершенствованию системы государственного контроля (надзора) еще не выполнена. Для того чтобы закон о проверках заработал в полную силу, необходимо внесение изменений в более чем 60 федеральных законов, регулирующих вопросы осуществления государственного контроля и надзора в различных сферах.
«Это позволит выстроить логичную и понятную систему на законодательном уровне в сфере государственного контроля, запретит существующую в настоящее время практику ведомственного нормотворчества, создаст условия для перехода проводимых контрольно-надзорных мероприятий на более качественный уровень за счет применения единых принципов осуществления государственного контроля (надзора) и общей терминологии, усилит государственный контроль в отдельных особо опасных направлениях», - заявила А.Попова.
Законопроектом вносятся изменения в 62 федеральных закона, направленные, в том числе, на приведение отдельных федеральных законов в соответствие с решениями, принятыми Правительством Российской Федерации в отношении оптимизации контрольно-надзорных полномочий федеральных органов исполнительной власти, осуществляемых в сфере здравоохранения, санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 мая 2010 г. № 768-р), а также в сфере сельского хозяйства, ветеринарии и карантина растений (распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 марта 2010 г. № 299-р).
Принятие проекта является, по сути, завершающим этапом в систематизации законодательства о государственном контроле (надзоре).
Основные изменения в системе государственного контроля (надзора) связаны, прежде всего, с особенностями осуществления контрольно-надзорных мероприятий в тех сферах государственного контроля (надзора), где существуют специальные особенности его проведения.
Так, для 24 видов государственного контроля (надзора) вводятся особенности организации и проведения проверок в части установления вида, предмета, оснований проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомления о проведении внеплановой выездной проверки.
Так, например, пояснила А.Попова, в сфере осуществления миграционного контроля невозможно заранее, то есть за 3 дня, уведомлять проверяемого субъекта о проводимой проверке. Конечно, цели и задачи проверки в этом случае достигнуты не будут, ведь миграционная служба не обнаружит на предприятии ни одного нелегального работника. Поэтому в данной сфере внеплановые проверки будут проводиться без уведомления проверяемого субъекта, но с согласованием с органами прокуратуры.
В сфере контроля в регулируемых сферах деятельности, регулирования тарифов и надбавок, соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами коммунального комплекса необходимо более частое проведение плановых проверок, а не как установлено базовым законом – 1 раз в 3 года, поэтому во всех специальных законах делаются необходимые изъятия. Так, например, установление и применение цен и тарифов на услуги естественных монополий происходит ежегодно и, конечно, здесь необходимо проводить плановые проверки каждый год.
В отдельных федеральных законах вводятся новые основания проведения проверок необходимые для каждого конкретного вида государственного контроля.
Так, например: - в сфере государственного надзора в области использования атомной энергии – это официальные данные государственного мониторинга за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации, - при осуществлении государственного надзора в области гражданской авиации – информация о фактах возникновения аварий и транспортных происшествий, связанных с нарушением воздушного законодательства Российской Федерации, - в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений - информация о фактах возникновения аварий и аварийных ситуаций на гидротехнических сооружениях и нарушениях правил эксплуатации гидротехнических сооружений.
Кроме того, в сфере ядерной, радиационной, промышленной безопасности, а также на отдельных типах гидротехнических сооружений существует повышенная опасность причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера. Для этих сфер вводится новелла законодательства по факту уже существующая и применяющаяся в Российской Федерации – режим постоянного государственного контроля (надзора), предусматривающий постоянное пребывание уполномоченных должностных лиц данных органов на объектах повышенной опасности и проведение указанными лицами мероприятий по контролю состояния безопасности таких объектов. Перечень объектов повышенной опасности будет устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Еще одна особенность существует в сфере строительного надзора. При строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства невозможно заранее спланировать проведение плановых проверок, так как строительные работы состоят из различных видов работ, проводящихся поэтапно. Для данного вида контроля также вводится специальная особенность – проведение плановых проверок будет происходить без включения в ежегодный план проведения плановых проверок на основании извещения о дате начала работ, о сроках завершения работ, об окончании строительства и т.д.
«Особо следует отметить, что в целях защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей все плановые проверки, за исключением строительной сферы будут включаться в ежегодный план проведения проверок, а все внеплановые проверки будут подлежать либо согласованию с органами прокуратуры», - сказала А.Попова.
При этом в трех сферах, а именно: при осуществлении промышленного надзора, надзора в области использования атомной энергии и обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, осуществление контрольно-надзорных мероприятий будет происходить без согласования с органами прокуратуры, но с одновременным их уведомлением о проведении проверки. Это необходимо в целях оперативного реагирования органов контроля на возможные нарушения законодательства в данных сферах, а также связано с эксплуатацией объектов и производства работ повышенной опасности.
В законопроект не вошло несколько видов государственного контроля (надзора), нуждающихся в соответствующей регламентации: 1. таможенный контроль (будет подробно урегулирован Законом «О таможенном регулировании»; 2. антимонопольный контроль (идет в рамках 3-го антимонопольного пакета); 3. контроль за деятельностью саморегулируемых организаций (идет в рамках системных поправок в Закон «О СРО»); 4. лицензионный контроль (идет в рамках проекта ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», принятого Государственной думой Российской Федерации в I чтении); 5. контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (исключается из закона о проверках в связи с отсутствием особенностей); 6. контроль за оборотом оружия и патронов к нему (идет в рамках проекта ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления контроля в сфере оборота гражданского оружия», принятого Государственной думой Российской Федерации в I чтении); 7. контроль в сфере производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (в настоящее время проект согласован с Росалкогольрегулированием и будет внесен самостоятельно в связи с наличием отдельных поручений Правительства РФ по указанному вопросу); 8. проверка готовности теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии к отопительному периоду (проект будет доработан на этапе обсуждения проекта в Государственной думе РФ).
Принятие законопроекта, по словам А.Поповой, регламентирует все виды государственного контроля (надзора), ранее не урегулированные законодательством Российской Федерации, улучшит взаимодействие органов контроля (надзора) с субъектами предпринимательской деятельности, усилит государственный контроль и надзор на объектах представляющих повышенную опасность, позволит перейти на качественные, а не количественные характеристики деятельности контрольно-надзорных органов, обеспечит дополнительную защиту хозяйствующим субъектам.
<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>