АВТОМОБИЛЬНЫЕ АФЕРИСТЫ НАЖИВАЮТСЯ НА "МЕРТВЫХ ДУШАХ"

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
АВТОМОБИЛЬНЫЕ АФЕРИСТЫ НАЖИВАЮТСЯ НА "МЕРТВЫХ ДУШАХ"

Выдавая кредиты на покупку автомобилей, банки и страховые компании столкнулись с новыми видами мошенничества.

Одним из самых распространенных вариантов обмана является получение кредита по чужим документам. Однако если при покупке бытовой техники необходим только паспорт, то, чтобы приобрести машину, необходимо еще и водительское удостоверение. При этом служба безопасности банка проверит их подлинность по милицейским базам данных. В них поддельный документ не будет зафиксирован, тогда в банке немедленно сделают соответствующий вывод и в выдаче кредита откажут. Мошенники нашли способ обойти это препятствие.

Через служащих ЗАГСа они могут получить паспорт недавно умершего человека. Поскольку сведения о смерти человека в милицейские компьютеры попадают с опозданием, покойник еще долгое время числится среди живых. В документе переклеивается фотография. Далее аферисты через "своих" стражей порядка получают данные водительского удостоверения умершего и заказывают фальшивый дубликат.

Теперь такой соискатель кредита легко пройдет через стандартную процедуру проверки. Ведь номер документа и паспортные данные являются подлинными и фигурируют во всех базах данных. Чтобы машина не была продана еще не расплатившимся с кредитом покупателем, банки, как правило, не выдают на руки ПТС. Но и это препятствие легко преодолевается злоумышленниками. Они получают в ГАИ его дубликат, мотивируя это тем, что техпаспорт якобы был утерян.

Дальше автомобиль снимается с учета и вполне легально продается ничего не подозревающему человеку. Проблемы с таким транспортным средством у него начнутся позже, когда в банке поймут, что их "банально кинули". Машина будет объявлена в розыск и добросовестный покупатель рискует ее лишиться.

Есть и более интересная схема мошенничества, при которой жертвой аферы становится не банк, а страховая компания. Этим видом "предпринимательства" занимаются серьезные преступные синдикаты. При покупке автомобиля в кредит его обязательно страхуют, в том числе и от угона. Далее новый владелец отгоняет ее перекупщику, а в милицию подает заявление об угоне. От посредника бывший владелец получает до 30 процентов от стоимости машины.

Важно при этом, чтобы у хозяина автомобиля были оба комплекта ключей, которые бы свидетельствовали, что машину именно угнали, а не отобрали разбойники. Тогда у страховой компании одним поводом отказать в получении страховки будет меньше. Получив деньги от преступников, владелец получает еще, согласно договору с банком, и новую машину. Из милицейской статистики известно, что раскрываются такие преступления крайне редко. Подобные махинации заставляют банки держать достаточно высокие требования и проценты по потребительским кредитам.

Что же касается афер, связанных с полисами обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), то кроме "классической" схемы, когда преступники, подставляя свой автомобиль, получают деньги не с якобы виновного, а с его страховой компании, существует ещё ряд методов незаконного получения денег.

Так, одной из самых распространенных стала "немецкая" схема, основанная на том, что в Германии содержать автомобиль старше пяти лет экономически невыгодно: слишком высокие налоги на подержанные машины, большие эксплутационные расходы и т.д. В результате, предприимчивые россияне "покупают" у немцев их подержанные иномарки за треть цены по следующей схеме: купленная машина перегоняется и продаётся в Москве, а спустя 3 месяца новый владелец обращается в свою страховую компанию с заявлением об угоне. Получив возмещение, он покупает себе новую машину, а старая поступает в автосервис, где, в числе себе подобных, становится частью совершенно другого автомобиля.

Ещё один вариант базируется на дешевизне кузовного автосервиса в Литве. Схема этой аферы такова: злоумышленник покупает в Москве разбитый в хлам автомобиль, отвозит его в Прибалтику на восстановление, после чего возвращает в Москву, где страхует его от ущерба по рыночной цене, а затем "попадает" в серьезное ДТП и обращается в страховую компанию.

По словам сотрудников ГИБДД, организациями подобных аварий занимается не один человек, а целые преступные сообщества, в которых есть водитель-профессионал или даже каскадер. В качестве второго автомобиля выступает либо взятый напрокат, либо грузовик, который после совершения ДТП исчезает с места происшествия.

Эксперту страховой компании остается признать гибель застрахованного автомобиля, а преступнику и его сообщниками - получить на руки деньги, да еще остаться с разбитой машиной.

По нынешнему налоговому законодательству страховщикам невыгодно забирать пострадавший автомобиль себе: для этого потребуется поставить его на баланс организации, заплатить все налоги, затем найти покупателя, продать и снова заплатить налоги. После этого злоумышленники снова восстанавливают иномарку в Литве, а затем, застраховавшись уже в другой компании, снова прокручивает данную схему.

В данном случае преступники пользуются тем, что пока ни в ГИБДД, ни у страховщиков не существует единой базы по ДТП, которая облегчила бы проверку сомнительного происшествия. Кроме того, есть вероятность, что такая единая база не появится вообще: страховщики опасаются конкуренции. Имея такую базу, агенты одной компании будут попросту названивать клиентам другой и переманивать их.

В ситуации, когда каждый за себя, страховщикам приходится принимать собственные меры для раскрытия мошенничеств. Теперь в случае возникновения страхового случая с суммой возмещения более 10 тыс. долл., обстоятельства произошедшего ДТП будут досконально проверяться службой безопасности страховой компании.

/"Русский Курьер". 18.10.2004/

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>