НА БАНКРОТСТВЕ ПО-ПРЕЖНЕМУ МОЖНО ДЕЛАТЬ СОСТОЯНИЯ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
НА БАНКРОТСТВЕ ПО-ПРЕЖНЕМУ МОЖНО ДЕЛАТЬ СОСТОЯНИЯ
     

Есть люди, которых российские предприниматели опасаются неменьше, чем рэкетиров, чиновников или налоговиков. Это конкурсные управляющие. Не только потому, что словосочетание "конкурсное управление" звучит как приговор для частого бизнеса и означает банкротство: депо в том, что арбитражные управляющие, действующие от имени государства, на практике нередко оказываются проводниками своих собственных интересов.

На съезде Российского союза промышленников и предпринимателей президент РФ уже озвучил наболевшую тему банкротства - по его словам, банкротство должно стать основным инструментом оздоровления экономики, а не служить средством в конкурентной и имущественной борьбе. Но, к сожалению, реалии российской экономики полны примеров обратного. Предсказания сбываются Для прежнего руководства петербургского Автотранспортного предприятия (АТП) N34 в календаре есть по крайней мере две черные даты. Первая - когда фирму признали несостоятельной, и вторая когда ее конкурсным управляющим назначили Андрея Мариничева. Как рассказывает бывший директор АТП-34 Алексей Проничев, весной 2001 года в его кабинет уверенно зашел незнакомый человек и заявил, что именно его в скором времени назначат управляющим АТП. Он представился Андреем Мариничевым и предложил, как вспоминает Проничев, небольшую сделку: "Вы мне - деньги, а я вам -быстрое и безболезненное банкротство". Проничев, естественно, отказался. Но вскоре предсказание сбылось: Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти действительно назначил Андрея Мариничева конкурсным управляющим АТП-34. Вопреки ожиданиям, ничего страшного не случилось: на первых порах управляющий практически никак себя не проявлял, с Проничевым общался подчеркнуто корректно и, кроме печати АТП, ничего не попросил. А получив ее, и вовсе пропал из виду на несколько месяцев.

Исчезновение управляющего встревожило Проничева: по закону передача документов и материальных ценностей должна совершиться в течение трех дней с момента назначения. Проничев нашел выход: отправил документацию по почте - всего 99 посыток - и стал ждать ответа. Ответ был неожиданным: Мариничев тоже начал писать письма. Но только не Проничеву, а в прокуратуру, милицию, налоговую полицию, суд. В своих посланиях управляющий призывал судебные и карающие органы обратить внимание на нарушения в деятельности прежнего директора АТП. Первое время адресаты писем упорно не хотели видеть в Проничеве преступника.

Но Мариничев был настойчив: он обвинял прежнего директора АТП во всевозможных грехах, даже в том, что тот пользуется почтой. "Посылки на общую сумму более 25 тысяч рублей!" - возмущался Мариничев. И все это, "зная об отсутствии денежных средств у АТП-34"! Выдвигал Мариничев и более сильные аргументы. Самым сокрушающим был, пожалуй, следующий: каким образом важнейшие объекты АТП перешли в собственность компании "Барс", действующей на том же рынке транспортных услуг, учитывая, что директором упомянутого "Барса" является Алексей Проничев? Сомнения управляющего выглядели правдоподобными: компания "Барс" разместилась на той же территории и в тех же помещениях, которые ранее принадлежали АТП. В отличие от предприятия-банкрота новая фирма развила кипучую деятельность. В феврале этого года петербургское управление налоговой полиции возбудило в отношении прежнего директора АТП уголовное дело по двум статьям: "преднамеренное банкротство" и "злоупотребление полномочиями". Налоговые полицейские заподозрили Алексея Проничева в том, что он сознательно привел АТП к банкротству, продав ключевые объекты недвижимости и тем самым увеличив неплатежеспособность предприятия. Удар по Проничеву был нанесен. Защита Проничева Однако Алексей Проничев устоял: он боролся не столько за себя, сколько за судьбу огромного предприятия и людей, которые в нем работают. АТП-34 оказалось на грани банкротства еще в конце 1990-х годов, когда многие частные предприятия, подкошенные дефолтом, закрывались и становились банкротами. Тем не менее одно из старейших автотранспортных предприятий Петербурга погубил не дефолт, а, как считает Алексей Проничев, неквалифицированное руководство предыдущего директора Евгения Веселова. Акционеры компании добились смещения Веселова и на его место назначили Проничева. После похожего на бегство увольнения Веселова выяснилось, что за предприятием числятся огромные долги. Немалую часть из них команда Проничева все-таки выплатила, а другую часть (в основном перед государством) попыталась реструктуризировать, но официальные инстанции ответили на это отказом. АТП-34 оставалось только медленно умирать. Тогда Алексей Проничев совместно со своими коллегами создал новую транспортную фирму - 000 "Барс". "Барс" не являлся правопреемником предприятия-банкрота, но фактически к нему перешло многое из того, что составляло основу АТП. И прежде всего - люди. По крайней мере все, кто не имел привычки "подогревать" рабочий пыл спиртными напитками, сохранили свои рабочие места. Автопарк пришлось создавать заново: большая часть машин АТП находилась под судебным арестом. Зато передаче зданий никто не препятствовал. Недвижимость выкупило 000 "Сириус", которое затем внесло свое приобретение в уставный капитал "Барса" и стало одним из акционеров. Собака на сене? Вероятно, поглощенный написанием заявлений, Мариничев позабыл о своих обязанностях конкурсного управляющего: по словам Проничева, Мариничев необъяснимо долгое время не принимал автотехнику, и она продолжала храниться на территории "Барса". Тогда директор АТП решился использовать уже проверенный "телеграфный" способ общения с управляющим. Летом 2002 года Андрей Мариничев неожиданно обнаружил у своего дома грузовой автомобиль с прицепом и вывеской: "продается". В качестве контактного телефона продавца в объявлении значился телефон Мариничева. Такая же вывеска красовалась на автобусе, который конкурсный управляющий увидел припаркованным у дверей своего офиса на набережной Фонтанки. Очень скоро выяснилось, что транспорт доставили по распоряжению Алексея Проничева,которому надоело ждать, пока управляющий соизволит за ним приехать. Оставшийся автопарк подчиненные Проничева в несколько этапов выставили за ворота "Барса": всего, по словам Проничева, Мариничеву таким образом передали 58 единиц подвижного состава АТП на сумму около полутора миллионов рублей.

Интересно, что дальнейшая судьба переданного транспорта Проничеву неизвестна. Неизвестна она и кредиторам АТП, один из которых неоднократно обращался в городскую прокуратуру с жалобами на деятельность Мариничева. В заявлениях, кстати, указывалось, что в настоящее время управляющий, помимо автопарка, распоряжается еще и материальными ценностями АТП на сумму 240 тысяч рублей. Возникает резонный вопрос: что же мешает Мариничеву хотя бы начать погашение кредиторской задолженности? Тем не менее процедура погашения долга "и ныне там". На сегодняшний день из всего многообразия конкурсной массы достоверно известно лишь об одной ее "песчинке" - автобусе, доставленном к офису Мариничева. Осенью 2002 года этот автобус в ужасном состоянии был случайно обнаружен участковым милиционером на территории Калининского РУВД: пропали все самые ценные комплектующие, обшивка была изуродована.

По мнению оценщиков, стоимость транспортного средства по сравнению с летом 2002 года понизилась не меньше чем на 195 тысяч рублей. Терпение Алексея Проничева и его коллег иссякло: они обратились к прокурору Выборгского района, и тот возбудил уголовное дело по факту "растраты". Результатом возбужденного дела стал обыск в уже упоминавшемся офисе Мариничева на набережной Фонтанки. В числе прочего оперативники изъяли печати более десятка фирм, немалая часть которых оказалась связана с лесным бизнесом. Особое внимание привлекла печать холдинга АООТ ЛХК "Ленпромлес", о котором неоднократно писали многие петербургские газеты. В частности, писали о том, что в 1990-е годы холдинг занимался скупкой акций леспромхозов и, как говорят, сыграл не последнюю роль в развале всей лесопромышленной системы Ленинградской области. Андрей Мариничев, как выяснилось, работал в "Ленпромлесе" на протяжении нескольких лет. В настоящее время война за наследство АТП34, похоже, близится к завершению. Победителей нет: уголовные дела, связанные с Мариничевым и Проничевым, на данный момент прекращены. Недавно собрание кредиторов АТП большинством голосов отстранило Андрея Мариничева от обязанностей конкурсного управляющего. Правда, таким образом Мариничева смещали уже не раз, но он всегда возвращался. Впрочем, корень проблемы вовсе не в конкретном человеке: пока процедура банкротства не будет взята под жесткий контроль государства, такие "конкурсные управляющие" будут возвращаться. Остается надеяться, что президент РФ не случайно вспомнил об "издержках" банкротства и еще вернется к этой теме.

/”Известия Петербург ”, 22.11.2003/

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>