КАЗАХСТАН: ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ИНДУКЦИЯ

<< предыдущая статья     оглавление 
КАЗАХСТАН: ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ИНДУКЦИЯ

СКАЗАТЬ, что в нашей стране есть место коррупции, было бы не совсем корректно. Коррупция в Казахстане не просто существует, она еще и успешно процветает на благодатной казахстанской земле. Подтверждением тому стал новый индекс восприятия коррупции на 2002 год, опубликованный Transparency International, где Казахстан практически возглавляет список самых коррумпированных стран.

Со дня своего появления в индексе восприятия коррупции в 1999 году Казахстан в принципе никогда и не отличался особой "чистотой" в отношении коррупции. Тем не менее такого резкого падения у нашей страны еще не было. Что и говорить, в Индексе Восприятия Коррупции (ИВК) 2002 года Казахстан впервые оказался ниже Узбекистана, России и Украины, которые ушли значительно вперед. Если в 1999 году Казахстан находился на 84-м месте, в 2000-м - резко вырвавшись вперед, оказался на 66-м, а в 2001-м - на 71-м месте, то в этом году наша страна находится на постыдном 88-м месте, наравне с Боливией, Эквадором и Камеруном. Комментарии явно излишни. Из двадцати стран Центральной и Восточной Европы, а также стран Центральной Азии наша республика находится на третьем с конца месте, незначительно опередив лишь Молдову и Азербайджан. Опережение Узбекистана и России стало явно большим событием для этих стран. Как объяснил Питер Айген, председатель правления Transparency International: "недавние шаги президента России по проведению налоговой реформы и новых законов по борьбе с отмыванием денег демонстрируют возможность смягчения восприятия коррупции в России. Но ИВК-2002 указывает, что России предстоит еще длинный путь, так как она по-прежнему остается сильно коррумпированной страной, получившей наравне с Узбекистаном, Грузией, Украиной, Казахстаном, Молдовой и Азербайджаном менее 3 баллов из 10".

ИВК - это индекс индексов, отражающий представления предпринимателей и специалистов по тем или иным странам, временно или постоянно проживающих там. Индекс этого года (впервые составленный в 1995 году) базируется на 15 исследованиях, проведенных 9 независимыми организациями. ИВК является усредненным обзором опросов, проведенных с 2000 по 2002 год, включает в себя только те страны, в которых было проведено, как минимум, три исследования. Новый индекс, опубликованный на этой неделе Transparency International (TI), ведущей неправительственной организацией в области противодействия коррупции, дает оценку 102 странам. Такое количество стран впервые участвует в исследовании коррупции с момента первого составления индекса в 1995 году. 70 стран, включая многие из беднейших государств мира, получили менее 2 баллов, коррупция воспринимается как сильно распространенная. Страны с очень низким уровнем коррупции, чей балл составляет 9 и выше, а именно Финляндия, Дания, Новая Зеландия, Исландия, Сингапур и Швеция - преимущественно богатые страны.

Казахстан в результате четырех проведенных исследований получил от 1,7 до 3,9 баллов, что соответствует значительному распространению коррупции в стране. По словам председателя правления "Транспаренси Казахстан" Виталия Воронова, на ухудшение позиций Казахстана повлияли многие факторы, но более всего на снижении баллов сказалось обнаружение пресловутого казахстанского миллиарда на счетах в западных банках. Как указывает г-н Воронов, представителей TI и исследователей шокировал сам факт возможности утайки такой огромной суммы государственных денег, причем с подачи официальных лиц страны. Если в соседней России в последнее время есть определенный прогресс в отношении борьбы с коррупцией, в частности РФ ратифицировала конвенцию о запрещении отмывания денег, то в Казахстане власти лишь кичатся уголовными делами, возбужденными по делу коррумпированности чиновников. Хотя как утверждает исполнительный директор "Транспаренси Казахстан" Сергей Злотников, борьба с коррупцией с помощью уголовного кодекса не является показателем и уж тем более не вносит необходимых системных изменений в текущее положение вещей. Для западных исследователей уровня коррупции одним из существенных и положительных показателей являются системные меры, предпринимаемые для борьбы с коррумпированностью общества. В частности, необходимо усиление правовых институтов для повышения честности и подотчетности. А в нашей стране, если с честностью и без того всегда были проблемы, то подотчетность и подавно является неизлечимой головной болью. О необходимости разработки плана действий для борьбы с коррупцией, создания прозрачной и эффективной процедуры соблюдения закона говорится уже давно и бесперебойно, но результатов "пустых" разговоров пока не наблюдается. Принимаемые законодательные нормы и положения, несмотря на всю свою строгость и кажущуюся эффективность, так и остаются "бумажными" законами. Еще в мае этого года большой резонанс подняло исследование, посвященное изучению ситуации с дачей взяток. И тогда во все горны трубилось о том, что в Казахстане представлены в основном фирмы и компании тех стран (Россия, Китай, Южная Корея, Тайвань), которые по индексу взяткодателей находятся в конце списка (с 21-й по 13-ю позицию). Тогда как наиболее чистые государства (к примеру, Австралия, Швеция, Австрия) почти не приходят на наш рынок. Тогда же говорилось о том, что Казахстан не только не имеет жесткого антикоррупционного законодательства, но даже до сих пор не урегулировал в законодательном порядке все вопросы взаимоотношений с инвесторами и ТНК, работающими на отечественном рынке. Хотя, как известно, сами ТНК промышляют коррупцией, чтобы получить те или иные преимущества, используя при этом как простые денежные взятки, так и различные финансовые и даже политические рычаги воздействия на правительства развивающихся государств. К тому же исследование взяткодательства в разрезе секторов экономики также указывает на то, что в Казахстане есть все условия для процветания коррупции. Как показало исследование, среди наиболее склонных к коррумпированности отраслей экономики значатся прежде всего государственные строительные проекты и строительная индустрия, вооружение и оборона, нефть и газ, также недвижимость, телекоммуникации и энергетика. Однако все рекомендации, похоже, были благополучно "прослушаны", а положение вещей осталось на прежних местах. Как отметил г-н Айген: "политики все чаще на словах призывают бороться с коррупцией, но они не способны действовать в соответствии с духом ИВК". ИВК 2002 года еще раз наглядно продемонстрировал, что казахстанское правительство наверняка не испытывает недостатка в предложениях о "материальном вознаграждении" за определенное содействие, как, впрочем, не испытывает угрызений совести при получении "заслуженной компенсации" за труды. Как считают представители "Транспаренси Казахстан", последние громкие события, связанные с разоблачением коррумпированных чиновников, и уличение в финансовых преступлениях не были учтены в индексе этого года по той простой причине, что события произошли, когда исследования были практически завершены. А так, кто знает, может быть, Казахстану первым... с конца. Хотя нам торопиться некуда.

/Деловая неделя (Казахстан), номер 33 от 21.08.2002/

<< предыдущая статья     оглавление