“СМИРНОВЪ” ОБРЕТАЕТ СВОИ ПРАВА

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
“СМИРНОВЪ” ОБРЕТАЕТ СВОИ ПРАВА

Американский производитель водки пошел на уступки русскому торговому дому “Смирновъ” и изменил этикетки своей продукции. Американцы убрали с нее надписи кириллицей, гербовую символику и другие элементы, копирующие оформление легендарной русской водки "Смирновъ". ЗАО "Торговый дом поставщика двора Его Императорского Величества П.А.Смирнова" 15 апреля в Арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области отозвал свой иск, поскольку требования по сути этого конкретного иска были удовлетворены ответчиком.

Однако ставить точку в многолетней тяжбе за торговую марку рано. Адвокат истца Константин Пинчук заявил:

- Производитель русской водки - торговый дом “Смирновъ” - будет продолжать судебные преследования американского клона, поскольку считает незаконным любое использование последним имени и репутации легендарной русской “смирновки”.

История тяжбы

Ответчики - "ЮДВ Норт Америка Инк", "Дзе Пьер Смирнофф компани лимитед" и представляющий их в России ЗАО "Ливиз" - являются крупнейшими в мире производителем алкогольной продукции и в числе прочего производит американскую водку, представляют ее во всем мире, как “русская водка”. На самом деле это аналог американской спиртовой основы для коктейлей. В иске производители русской водки “Смирновъ” указывали на незаконность использования американцами этикеток, похожих на этикетки русской водки “Смирновъ”. И дабы не вводить потребителя в заблуждение, просил суд признать этот факт актом недобросовестной конкуренции.

Как русская водка стала американской? Ответ на этот вопрос надо искать еще в позапрошлом веке.

История торгового дома Петра Арсеньевича Смирнова начинается в 1860 году, когда бывший крепостной Смирнов, открыв первое предприятие по производству винно-водочных изделий в Москве, стал первым среди русских винопромышленников, чья продукция перешагнула национальные границы и завоевала широкое международное признание. Петр Смирнов хотел, чтобы его продукт “пили и хвалили и царь, и крестьянин”. За неполные 40 лет он создал огромный и настолько успешный бизнес, что водка “Смирновъ” и сегодня остается своего рода символом России.

Хвалили водку и царь, и крестьянин

Залогом успеха Петра Арсеньевича было внимательное и ответственное отношение к своей репутации, то есть к качеству своей водки. Смирнов использовал только лучшие сорта отборной пшеницы, чистейшую родниковую воду. Он изобрел уникальную систему троекратной очистки водки через березовые угли, использовал для особого вкуса и запаха природные добавки, рецепты которых хранились в строгом секрете. Итог - в XIX веке марка “Смирновъ” получила всенародный успех и самые высшие награды как в России, так и за рубежом. Петр Арсеньевич и его замечательные водки получали награды и государственные гербы “за превосходное качество очищенного вина, водки, наливки и ликера, а также за развитие и усовершенствование производства” в 1877, 1882, 1886 и 1896 годах.

К концу 1880-х годов завод Петра Смирнова стал крупнейшим предприятием своей отрасли не только России, но и мира. В 1886 году П.Смирнов получил статус поставщика двора Его Императорского Величества, по сути - национальную торговую марку.

После кончины в 1898 году Петра Арсеньевича Смирнова, дело перешло сыновьям.

Экспроприация… в пользу Штатов

В 1920 году предприятие было объявлено государственной собственностью и экспроприировано. И один из сыновей - Владимир - в начале 1920 года эмигрировал из России. Его желание наладить в разное время водочное производство в Константинополе, Софии, Львове, Чехословакии, Франции и Америке не увенчалось успехом. Разорившись, Владимир в 1933 году решается поправить свои дела путем махинации. Он объявил себя потомком П.А.Смирнова и обладателем прав на использование марки, которые на самом деле к нему не имели никакого отношения, поскольку он продал все права, паи и привилегии своему брату Петру за 500000 рублей еще 21 декабря 1904 года. Но, несмотря на это, он повторно продает бизнес американскому бизнесмену Рудольфу Куннету. Так начинается история появления водки Smirnoff (нынешний владелец бренда – компания UDV), уже не имевшей ничего общего с Россией и самими Смирновыми. Рудольф Куннет, не сумевший самостоятельно наладить бизнес, в 1938 году разделяет права на марку с корпорацией “Хьюблайн”.

Только в 1982 году советское правительство обратилось в Международный арбитраж, чтобы выяснить “родство” Smirnoff с русской водкой. Так, на знаменитом Кельнском процессе международные судьи запретили американской компании любые ссылки на Россию и Петра Смирнова в ряде западных стран. Решения Кельнского суда 1982 и 1986 годов доказали отсутствие связи между Smirnoff и Россией и запретили компании “Хьюблайн” использовать ссылки на Россию и “связь продукта с русским торговым домом Петра Смирнова” для Smirnoff. К сожалению, Советское правительство не продолжило международные судебные преследования американского клона и не развило достигнутый успех в столь важном для России вопросе.

Смирнов и потомки снова в Москве

В 1991 года Борис Алексеевич Смирнов со своим отцом зарегистрировал малое предприятие “П.А.Смирнов и потомки в Москве” и занялся восстановлением семейного бизнеса. Поддержки потомков Борис не получил, потому что объявил себя единственным потомком П.А.Смирнова. Торговый дом начал изготовление водки “Смирновъ”, которая через 6 лет стала брендом №1 в России.

Затем бизнес стал терять позиции из-за негибкого подхода в управлении, неумению предвидеть обострение конкуренции, ведению судебных разбирательств и споров с компанией UDV. Продажи упали с 2 млн. бутылок в месяц до 250 тыс. в 2000-м. Половина акций торгового дома "Потомки П.А.Смирнова в Москве" в то время принадлежала Андрею Викторовичу Смирнову, который впоследствии из-за непреодолимых разногласий в стиле управления Бориса Смирнова принял решение выйти из бизнеса. Андрей Смирнов передал свой пакет акций торгового дома (50%) компании "Альфа-Эко". Компания пыталась вести переговоры с Борисом Смирновым о своем вступлении в права, он не признал в них партнеров и заявил о передаче 25% своих акций торгового дома группе компаний “ОСТ”.

“Альфа-Эко” вступает в наследство

В 2002 году акции “ОСТ” также были выкуплены компанией “Альфа-Эко”. Но в наследство досталось не только громкое имя торгового дома П.А.Смирнова, но и ряд проблем юридического характера, которые так и не были решены прежним руководством. Особенно это касается борьбы с зарубежными конкурентами (компанией UDV).

В 2003 году, после основной подготовительной работы по восстановлению бренда, “Альфа-Эко” передала все права новому собственнику - компании ООО “Торговый дом по возрождению традиций П.А.Смирнова”. Команда управленцев, имеющая богатый опыт работы с ведущими алкогольными брендами на российском рынке, провела полный цикл работ по ребрендингу, подготовила продукт к запуску на производстве, построила эффективную систему дистрибуции. Компания предполагает, что 2004 год станет звездным для водки “Смирновъ” и в историю торговой марки войдет как год возрождения легендарной марки. А решение суда в Санкт-Петербурге – очень важный шаг к этому.

Людмила РАЙКОВА.

 

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>