Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Новые технологии

  номер 39 (211) от 24.09.2003 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ ОБОЙДЕТСЯ БЕЗ РОССИЙСКОГО СЕГМЕНТА?

Не секрет, что Россия существенно отстает от других партнеров в темпах создания отведенного ей сегмента МКС (Международная космическая станция). По-видимому, этот разрыв будет только увеличиваться, если ориентироваться на “космические” бюджеты нашей страны, утверждаемые Государственной Думой, и крайне низкую активность российских переговорщиков и кураторов проекта МКС как внутри родного отечества, так и за его пределами. Если ранее предполагалось, что российский сегмент МКС будет состоять из семи модулей, то сейчас планируется запустить только три. Но затягивание даже этой программы-минимум грозит фатальными последствиями – через несколько лет достройка отечественного сегмента МКС станет просто невозможной чисто физически.

Россия действительно существенно отстает от других партнеров в темпах создания отведенного ей сегмента МКС. Этот факт открыто признал даже глава “Росавиакосмоса” Юрий Коптев, беседуя с журналистами во время салона МАКС-2003. Отечественный сегмент готов только в объеме основного служебного модуля “Звезда” (СМ “Звезда”) и стыковочного отсека-модуля “Пирс” (СО1 “Пирс”). В то же время европейский модуль, японский и американский сегменты находятся на стадии готовности.

Запутанная ситуация с обязательствами

Определенные надежды на прояснение ситуации с финансированием доставки грузов на МКС возникли в преддверии августовской встречи руководителей Российского Авиакосмического агентства (“Росавиакосмос”) и НАСА в американском Монтерее. Однако, этого не произошло.

Несмотря на то, что в проекте под названием МКС участвуют 16 стран, именно Россия сейчас несет на себе основную нагрузку по поддержанию жизнеспособности МКС. Напомним, что конструкторы и эксперты считают беспилотный вариант полета станции неприемлемым, так как в этом случае она утратит свою работоспособность. Но для пилотируемого режима необходима своевременная доставка расходуемых материалов (вода, пища и т.д.) и смена экипажей. Кроме того, несколько раз в год требуется проводить коррекцию орбиты, чтобы МКС не опустилась ниже критической отметки (орбита МКС постоянно поддерживается на высоте порядка 400 км от Земли). По мере необходимости станция так же должна совершать маневры, во избежании столкновений со спутниками и другими космическими телами - для этого необходимо пополнять запасы топлива. Напомним, что зона МКС, в пределах которой не должно быть посторонних объектов, космического мусора и спутников, - “виртуальный” кокон, вытянувшийся на 20 км вперед, назад, влево и вправо, а также на 2 км вверх и вниз.

После гибели шаттла Columbia 1 февраля 2003 г. с семью астронавтами на борту американская космическая программа была приостановлена и достройка станции стала невозможной. Кроме того, американцы в значительной степени обеспечивали снабжение и смену экипажей. С тех пор единственным каналом связи между МКС и Землей остаются российские грузовые и посадочные модули. Финансирование этих работ исключительно со стороны России привело к значительному увеличению нагрузки на отечественный “космический” бюджет. В то же время ситуация с обязательствами России по транспортному обеспечению станции продолжает оставаться настолько запутанной, что вероятность получения каких-либо средств от зарубежных партнеров очень невелика. Так, некоторые СМИ в феврале, после гибели шаттла, сообщали впоследствии не подтвердившуюся информацию о том, что NASA готово профинансировать дополнительные запуски космических аппаратов “Прогресс”. В нашей стране никакого определенного решения (Минфин молчит) с увеличением финансирования по проекту МКС также не принято, а усилия отечественных переговорщиков оставляют желать лучшего. Между тем, требуется финансирование незапланированных “Прогрессов” для доставки грузов и коррекции орбиты станции.

По словам Юрия Коптева, вопрос был решен лишь в отношении объема перераспределяемых средств. Минфин России по просьбе “Росавиакосмоса” после катастрофы шаттла Columbia перевел 1,2 млн. рублей из бюджета агентства со второй половины 2003 года на II квартал. Благодаря этому тактическому успеху предприятия-подрядчики получили дополнительные средства и продолжили строительство заложенных транспортных кораблей и ракет-носителей для них (на изготовление одного грузового космического корабля “Прогресс” требуется два года). Но это не отменяет необходимости увеличения финансирования МКС, так как дорогие “внеплановые” работы (смена экипажей, доставка грузов, подъем орбиты) привели к практической остановке в развитии отечественного сектора на станции и угрозе самой возможности достройки российского сегмента.

Российский сегмент МКС может быть не достроен

В настоящее время орбитальный комплекс МКС массой около 179,6 т функционирует в составе: грузовой блок “Заря”, служебный модуль “Звезда”, стыковочный отсек-модуль “Пирс”, пилотируемый корабль “Союз ТМА-2”, транспортный грузовой корабль “Прогресс М-48” (российский сегмент), модули “Юнити”, “Дестини”, шлюзовая камера “Квест” и крупногабаритная многозвенная ферменная конструкция с развернутыми на ней панелями солнечных батарей (американский сегмент). На станции работает экипаж седьмой экспедиции к МКС в составе российского космонавта Юрия Маленченко (командир) и американского астронавта Эдварда Лу (бортинженер).

Во время салона МАКС-2003 глава “Росавиакосмоса” заявил, что строительство российского сегмента идет крайне медленно в связи с недостатком финансирования (средства “ушли” на пуски, внеплановые грузовики, обеспечение пилотируемого полета). По его словам, выделенных на 2004 г. средств хватит лишь на то, чтобы поддержать некоторые транспортно-технологические функции станции и осуществить отдельные конструкторские работы.

Ранее предполагалось, что российский сегмент МКС будет состоять из семи модулей. Теперь планируется запустить только три. В их число вошли многоцелевой лабораторный модуль ФГБ-2, исследовательский модуль и научно-энергетический модуль. Наиболее вероятная картина развития событий в следующем году не внушает оптимизма. Причины - крайне ограниченные возможности скудного “космического” бюджета-2004 (он лишь немного больше соответствующего бюджета-2003), неопределенность с возобновлением полетов шаттлов (не ранее апреля 2004 г.) и довольно поздний срок (осень 2004 г.) первой отправки к МКС нового европейского грузового космического корабля (ATV) Jules Verne. Два последних обстоятельства, при одностороннем финансировании затрат по транспортному обеспечению станции, оставляют очень слабую надежду на то, что отечественная авиакосмическая отрасль сможет наверстать упущенное время по достройке и монтированию на орбите собственных модулей.

Если Россия не запустит лабораторный модуль в ближайшие годы, достройка отечественного сегмента МКС станет невозможной чисто физически. По словам заместителя генерального директора “Росавиакосмоса” Александра Кузнецова, это произойдет, поскольку установка американского модуля Node 3 закроет подходы к необходимому стыковочному узлу.

Получается, что Россия может полностью утратить возможность работы на МКС по собственной научной программе. И такой финал зависит отнюдь не от выполнения нашей страной международных обязательств по транспортному обеспечению станции (которые, конечно, имеют большое значение), а от приоритетов бюджетного финансирования и понимания руководством страны и депутатами значения отечественного сегмента МКС и развития собственной экспериментальной базы. Более того, в условиях благоприятной экономической конъюнктуры и роста бюджетных доходов было бы странно не использовать хорошие отношения (а иногда и дружбу на высшем уровне) с зарубежными партнерами и ввязываться в колоссальные затраты (не только по российским, но и по американским понятиям) с перспективой их последующего обнуления.

/сnews.ru, 24.09.2003/




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 23.07.2019
    USD62,9776+0,1110
    EUR70,6546-0,1395
    E/U1,1219-0,0042
    БВК66,4323-0,0017
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Российский деловой портал «Альянс Медиа»
     · Бизнес России
    Бизнес-образование
     · Бизнес-план
     · БИНФО
     · Благотворительность
     · Бухгалтерский учет
     · Вся Россия
     · ВЭД
    Госзаказ
     · Дистанционный консалтинг
     · ЖКХ
     · Законы
     · Зоокластер
     · Инвестиции
     · Инновации
     · Исследования
    Исторические документы
     · ИТ и связь
     · Кино
     · Кластер инноваций
     · Кластерное развитие
     · Коммерческие предложения
    Легпром
     · Маркетинг
     · Мероприятия
     · Молодежь
     · Наука
     · Недвижимость
     · Охрана труда
     · Размещение пресс-релизов
    Пресса
     · Продукция и услуги
     · Работа
     · Рассылки
     · Реклама и PR
     · Ремесленничество
     · Рестораны
     · Русский язык
    Система ММЦ
     · Словарь
     · Социальное общество
     · Спорт
     · Стиль Мода Дизайн
     · Субконтрактация
    ТВ - Первый канал бизнеса
     · Тесты
     · Транспорт
     · Финансовые рынки
     · Экология
    Адыгея
     · Алтай
     · Амурская область
     · Архангельск
     · Астрахань
     · Башкортостан
     · Белгород
     · Брянск
     · Бурятия
    Владимир
     · Волгоград
     · Вологда
     · Воронеж
     · Дагестан
     · Еврейская АО
     · Забайкальский край
     · Иваново
     · Ингушетия
    Иркутск
     · Кабардино-Балкария
     · Калининград
     · Калмыкия
     · Калуга
     · Камчатка
     · Карачаево-Черкессия
     · Карелия
    Кемерово
     · Киров
     · Коми
     · Кострома
     · Краснодар
     · Красноярск
     · Курган
     · Курск
     · Ленинградская область
    Липецк
     · Магадан
     · Марий Эл
     · Мордовия
     · Москва
     · Московская область
     · Мурманск
     · Ненецкий АО
    Нижний Новгород
     · Новгород
     · Новосибирск
     · Омск
     · Орел
     · Оренбург
     · Осетия
     · Пенза
     · Пермь
     · Приморье
    Псков
     · Республика Алтай
     · Республика Крым
     · Ростов-на-Дону
     · Рязань
     · Самара
     · Санкт-Петербург
     · Саратов
    Сахалин
     · Свердловская область
     · Севастополь
     · Смоленск
     · Ставрополь
     · Тамбов
     · Татарстан
     · Тверь
     · Томск
    Тула
     · Тыва
     · Тюмень
     · Удмуртия
     · Ульяновск
     · Хабаровск
     · Хакасия
     · ХМАО-Югра
     · Челябинск
     · Чечня
    Чувашия
     · Чукотка
     · Якутия
     · Ямало-Ненецкий АО
     · Ярославль
    Дальневосточный ФО
     · Приволжский ФО
     · Северо-Западный ФО
     · Северо-Кавказский ФО
     · Сибирский ФО
     · Уральский ФО
    Центральный ФО
     · Южный ФО
    Австралия
     · Австрия
     · Азербайджан
     · Аргентина
     · Армения
     · АТЭС
     · Белоруссия
     · Бельгия
     · Болгария
     · Бразилия
    Великобритания
     · Венгрия
     · Вьетнам
     · Германия
     · Греция
     · Грузия
     · Дания
     · ЕАЭС
     · Египет
     · Израиль
     · Индия
    Ирландия
     · Испания
     · Италия
     · Казахстан
     · Канада
     · Кипр
     · Киргизия
     · Китай
     · Куба
     · Латвия
     · Литва
    Молдавия
     · Монголия
     · Нидерланды
     · Норвегия
     · Польша
     · Португалия
     · Румыния
     · Сербия
     · Словакия
     · Словения
    СНГ
     · Таджикистан
     · Тайвань
     · Туркмения
     · Турция
     · Узбекистан
     · Украина
     · Финляндия
     · Франция
     · Хорватия
    Черногория
     · Чехия
     · Швейцария
     · Швеция
     · Эстония
     · Южная Корея
     · Япония
    2003 - 2019 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности