В воскресенье профсоюз рабочих сборочных предприятий компании Chrysler, американского подразделения концерна DaimlerChrysler AG, заключил новый трудовой контракт на четыре года, поскольку срок действия предыдущего договора истек. В настоящее время коллеги Chrysler по "большой тройке" - General Motors Corp. и Ford Motor Co. - еще только пытаются договориться о заключении трудовых контрактов. Условия контракта, который должен быть утвержден членами профсоюза, будут опубликованы лишь после окончания процедуры голосования, заявил президент профсоюза United Auto Workers Рон Геттельфингер (Ron Gettelfinger). В сентябре профсоюз активизировал переговорный процесс с тремя ведущими автомобилестроителями США, причем иногда переговоры идут в круглосуточном режиме, поскольку срок предыдущих контрактов истек в полночь с воскресенья на понедельник. Геттельфингер заявил, что в настоящее время проводятся переговоры с General Motors, Ford, а также производителями компонентов Delphi Corp. и Visteon Corp.
По утверждениям осведомленных источников, компании "большой тройки" предлагают заморозить заработную плату, увеличить суммы платежей работников за медицинское страхование, а также сокращение рабочих мест. В начале сентября UAW планировал одновременное заключение трех контрактов с "большой тройкой" до истечения срока предыдущих соглашений, говорят источники. Таким образом, можно было бы покончить с практикой, когда соглашение с одной из компаний использовалось как инструмент давления на других автомобилестроителей. Увеличение доли азиатских компаний на американском рынке лишает профсоюз возможности проведения забастовки, а автомобилестроители не могут себе позволить предлагать намного лучшие условия по сравнению с конкурентами, говорит Шон Макалинден (Sean McAlinden), аналитик Center for Automotive Research. "Детройт начал синхронные переговоры, потому что ни UAW, ни компании не считают свои позиции достаточно сильными, - сказал он, - ни одна из компаний не в состоянии предложить "образцовый" контракт, который бы сильно отличался от контрактов других компаний". Доля американского рынка General Motors, Ford и Chrysler сократилась с 61,9% за первые восемь месяцев 2002 года до 60,1%. Соответственно выросла рыночная доля таких компаний как Toyota и Honda Motor Co.
В связи с ухудшением рыночной конъюнктуры Chrysler с 2001 года закрыла семь предприятий и сократила 30000 рабочих мест. С начала года стоимость акций Ford выросла на 25% до $11,60 в пятницу; стоимость акций DaimlerChrysler на Франкфуртской бирже повысилась на 14% до 33,35 евро, а стоимость акций General Motors увеличилась на 13% до $41,53. /K2Kapital, 15 сентября /