Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Налоги и бизнес

  номер 10 (200) от 06.03.2003 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ И МЕРТВОРОЖДЕННЫЙ КОДЕКС

Налоговая реформа давно стала “вечной” темой для украинских политиков и экспертов. Высказаться в ее пользу считает своим долгом всякий. Причем, что наиболее интересно, единодушие в вопросе о ее необходимости отнюдь не препятствует глубоким расхождениям по поводу ее сущности. Тот факт, что, хотя разговоры налоговой реформе идут не первый год, реальные сдвиги происходят крайне медленно, лишь подтверждает чрезвычайную сложность и комплексность этой проблемы. Практическая реализация налоговой реформы постоянно конфликтует с текущими задачами экономической политики, требующими ежедневного решения,- и терпит от них поражение.

Действующая налоговая система Украины ориентирована на поступление прежде всего от косвенных налогов (НДС и акцизы приносят почти 40 % доходов), которые зависят не от эффективности деятельности предприятий, а от объемов их хозяйственных оборотов. В силу такой особенности законодательной сферы фискальные органы объективно не заинтересованы в повышении эффективности национальной экономики. В результате эта проблема не рассматривается и как приоритет налоговой политики.

Тем временем налоговая нагрузка начинает крепчать. Если в 1997-2001 гг. прослеживалась четкая тенденция к снижению величины налоговой нагрузки на реальную экономику (определяемой как соотношение налоговых сборов к ВВП), в минувшем году и плане на нынешний год этот показатель растет. Наиболее интересно то, что самыми быстрыми темпами в 2003 г. должен вырасти налог на прибыль предприятий – его планируется собрать на 26 % больше, тогда как общие налоговые поступления должны увеличиться на 10 % по сравнению с прошлым годом. Учитывая необходимость реализации положений закона о повышении уровня минимальной зарплаты правительство должно изыскать для этого дополнительные средства, что дает основания ожидать дальнейшего роста фискального давления.

Рост доли изъятия доходов экономических субъектов в бюджет мог бы быть не столь страшен, если бы компенсировался за счет соответствующей структуры бюджетных расходов. Но последние играют крайне пассивную роль. Задача разработки “бюджета развития”, которая широко обсуждалась лишь несколько месяцев назад, в том числе, и на самом высоком уровне, остается нереализованной. Январь-2003, вообще, поставил рекорд по бюджетному торможению развития: при выполнении плана сборов на 100 % план расходов был выполнен лишь на 62 %.

Таким образом, действующая налоговая система Украины сдерживает процессы накопления и инвестирования, направляет ресурсы на непроизводительное потребление. Это препятствует адекватной реакции отечественных производителей на рост потребительского спроса из-за роста доходов населения, ведет к замедлению расширения рынка продукции инвестиционного и производственного назначения. К тому же, акцент на косвенные налоги приводит к немедленному изъятию у предприятий значительной части дохода, полученного благодаря росту совокупного спроса. Тем самым налоговая политика на современном этапе закладывает риски для развития экономики в долгосрочной перспективе.

Объективности ради следует отметить, что по мировым меркам налоговое бремя в Украине довольно умеренно. Налоговая нагрузка прибыли сокращалась в течение 1996-2001 гг. и начала повышаться в 2002 г. (заметим, что при этом план по налогу на прибыль выполнен лишь на 82 %). Тяжесть же налоговой системы Украины определяется, прежде всего, не величиной налоговых ставок, а сложностью и нестабильностью системы налогового администрирования, узостью хозяйственных оборотов, деформациями денежной сферы и финансов предприятий (скажем, как могут нормально платить налоги предприятия, денежные средства в структуре оборотных средств которых составляют 3,5-4 %?).

Налоговые льготы давно стали притчей во языцех и главным аргументом сторонников р-радикальных налоговых преобразований. Вместе с тем, с 2000 г. отношение предоставленных льгот как к доходам сводного бюджета, так и к ВВП уменьшалось. Причем опережающими темпами снижается доля льгот, предоставленных для налога на прибыль. Это противоречит распространенному тезису о растущем засилье налоговых льгот и свидетельствует как раз о растущей фискализации налоговой политики и постепенном отказе государства от осуществления налогового регулирования под давлением потребностей фискального сбалансирования. Система налоговых льгот в Украине, таким образом, ослабляет фискальную функцию налоговой системы, но практически не усиливает регуляторную.

Наученное горьким опытом, правительство предпринимало попытки проведения налоговой реформы в порядке эксперимента на отдельно взятых отраслях. В частности, в легкой и деревообрабатывающей промышленности Черновицкой области и в горно-металлургическом комплексе. Своеобразным “экспериментом” стала и практика упрощенного налогообложения малого бизнеса. Результаты экспериментов показали, что простое сокращение налоговых ставок может не привести к ожидаемым положительным результатам. Стимулирование увеличения объемов производства, увеличение ликвидности за счет предоставления налоговых преференций не решает проблемы повышения конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках, что является определяющим фактором развития в долгосрочной перспективе. Сохранение неблагоприятного инвестиционного климата приводит к направлению предприятиями дополнительных средств на потребности текущего потребления.

Обеспечение стратегической эффективности налоговых реформ требует сосредоточить внимания на регуляторной функции налогов, внедрении стимулов инвестиционной и инновационной деятельности предприятий.

Комплексность налогового реформирования обычно связывается с принятием Налогового кодекса. Последний обрел уже практически харизматические свойства и, как всякий объект поклонения, давно не интересует большинство своих сторонников по сущности. Вместе с тем, немногие смельчаки, сумевшие овладеть этим колоссальным по объему документом, относятся к его содержимому крайне скептически.

В нынешних условиях возможность создания целостной более или менее постоянной модели налогообложения, зафиксированной в едином документе, вообще представляется маловероятной.

Во-первых, в украинском обществе до сих пор отсутствует консенсус относительно того, какой следует быть налоговой системе Украины. Скажем, если вопрос о снижении ставок проходит “на ура” практически везде, тезис о снижении льгот вызывает у многих определенные раздумья. Без восторга воспринимается идея о налоге на имущество. Специалисты весьма убедительно доказывают преимущества налога с оборота и разрушительный характер НДС – и наоборот. Вызывает брожения в умах и опыт реформирования подоходного налога соседней России.

Во-вторых, приближение президентских выборов усиливает важность фискальной политики и препятствует либеральной налоговой реформе. Лишь политический самоубийца может в таких условиях рискнуть вызвать период снижения кассовых поступлений. Ничего не теряет в таких условиях лишь радикальная оппозиция.

В-третьих, в Украине пока не сформировалась согласованная концепция бюджетной и налоговой политики как весомых рычагов реализации долгосрочной стратегии развития. Стратегия развития до 2012 года находится лишь в стадии разработки. До сих пор никто внятно не смог объяснить, каким образом Украина будет готовиться к реализации своего евровыбора. Лишь посвященные знают, какими ограничениями для налоговой политики (в частности, отмены льгот) будет грозить вступление в ВТО. Не добавило ясности и принятое недавно в Москве решение “четверки” о согласованной налоговой политике.

В-четвертых, жесткий, часто карательный статус налоговых органов остается мощнейшим элементом “админресурса”, важность которого в будущие полтора года будет возрастать. Наивно полагать, что власть, в особенности – местного уровня, будет заинтересована на нынешнем сложном этапе этого рычага лишиться.

Таким образом, Украина, по-видимому, обречена на поэтапное реформирование налоговой системы путем принятия отдельных налоговых законов. Но это – уже предмет для отдельного разговора.

/УНИАН, 28.02.2003/




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 17.08.2019
    USD65,9961+0,1054
    EUR73,2227-0,2323
    E/U1,1095-0,0053
    БВК69,2481-0,0466
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Российский деловой портал «Альянс Медиа»
     · Бизнес России
    Бизнес-образование
     · Бизнес-план
     · БИНФО
     · Благотворительность
     · Бухгалтерский учет
     · Вся Россия
     · ВЭД
    Госзаказ
     · Дистанционный консалтинг
     · ЖКХ
     · Законы
     · Зоокластер
     · Инвестиции
     · Инновации
     · Исследования
    Исторические документы
     · ИТ и связь
     · Кино
     · Кластер инноваций
     · Кластерное развитие
     · Коммерческие предложения
    Легпром
     · Маркетинг
     · Мероприятия
     · Молодежь
     · Наука
     · Недвижимость
     · Охрана труда
     · Размещение пресс-релизов
    Пресса
     · Продукция и услуги
     · Работа
     · Рассылки
     · Реклама и PR
     · Ремесленничество
     · Рестораны
     · Русский язык
    Система ММЦ
     · Словарь
     · Социальное общество
     · Спорт
     · Стиль Мода Дизайн
     · Субконтрактация
    ТВ - Первый канал бизнеса
     · Тесты
     · Транспорт
     · Финансовые рынки
     · Экология
    Адыгея
     · Алтай
     · Амурская область
     · Архангельск
     · Астрахань
     · Башкортостан
     · Белгород
     · Брянск
     · Бурятия
    Владимир
     · Волгоград
     · Вологда
     · Воронеж
     · Дагестан
     · Еврейская АО
     · Забайкальский край
     · Иваново
     · Ингушетия
    Иркутск
     · Кабардино-Балкария
     · Калининград
     · Калмыкия
     · Калуга
     · Камчатка
     · Карачаево-Черкессия
     · Карелия
    Кемерово
     · Киров
     · Коми
     · Кострома
     · Краснодар
     · Красноярск
     · Курган
     · Курск
     · Ленинградская область
    Липецк
     · Магадан
     · Марий Эл
     · Мордовия
     · Москва
     · Московская область
     · Мурманск
     · Ненецкий АО
    Нижний Новгород
     · Новгород
     · Новосибирск
     · Омск
     · Орел
     · Оренбург
     · Осетия
     · Пенза
     · Пермь
     · Приморье
    Псков
     · Республика Алтай
     · Республика Крым
     · Ростов-на-Дону
     · Рязань
     · Самара
     · Санкт-Петербург
     · Саратов
    Сахалин
     · Свердловская область
     · Севастополь
     · Смоленск
     · Ставрополь
     · Тамбов
     · Татарстан
     · Тверь
     · Томск
    Тула
     · Тыва
     · Тюмень
     · Удмуртия
     · Ульяновск
     · Хабаровск
     · Хакасия
     · ХМАО-Югра
     · Челябинск
     · Чечня
    Чувашия
     · Чукотка
     · Якутия
     · Ямало-Ненецкий АО
     · Ярославль
    Дальневосточный ФО
     · Приволжский ФО
     · Северо-Западный ФО
     · Северо-Кавказский ФО
     · Сибирский ФО
     · Уральский ФО
    Центральный ФО
     · Южный ФО
    Австралия
     · Австрия
     · Азербайджан
     · Аргентина
     · Армения
     · АТЭС
     · Белоруссия
     · Бельгия
     · Болгария
     · Бразилия
    Великобритания
     · Венгрия
     · Вьетнам
     · Германия
     · Греция
     · Грузия
     · Дания
     · ЕАЭС
     · Египет
     · Израиль
     · Индия
    Ирландия
     · Испания
     · Италия
     · Казахстан
     · Канада
     · Кипр
     · Киргизия
     · Китай
     · Куба
     · Латвия
     · Литва
    Молдавия
     · Монголия
     · Нидерланды
     · Норвегия
     · Польша
     · Португалия
     · Румыния
     · Сербия
     · Словакия
     · Словения
    СНГ
     · Таджикистан
     · Тайвань
     · Туркмения
     · Турция
     · Узбекистан
     · Украина
     · Финляндия
     · Франция
     · Хорватия
    Черногория
     · Чехия
     · Швейцария
     · Швеция
     · Эстония
     · Южная Корея
     · Япония
    2003 - 2019 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности