ТВОЙ ЗАЩИТНИК – ТОВАРНЫЙ ЗНАК

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ТВОЙ ЗАЩИТНИК – ТОВАРНЫЙ ЗНАК

Кому из нас не знакома изрядно надоевшая телевизионная реклама шоколадного батончика с непривычным для русского уха словом "Баунти"? Цель рекламы понятна: кто купит шоколадку "Баунти", тот непременно испытает райское наслаждение!

Мне непонятно было другое: что за странное слово "Баунти", почему так назван шоколадный батон?

Покопался в книгах и вот что узнал. Оказывается, в Тихом океане, в 400 милях от Новой Зеландии, есть группа островов, принадлежащих этой далекой стране. На всех – действующие вулканы. По причине малых размеров и сильной загазованности абсолютно безжизненны.

Эти острова были открыты в конце XVIII века английской экспедицией, которую возглавлял капитан фрегата "Баунти" Уильям Блаем. После завершения путешествия капитан обратился к Королевскому двору Англии с прошением назвать именем его фрегата доселе неизвестные острова. Королевский двор не возражал.

Разумеется, столь дальнее плавание экспедиции не обошлось без опасных приключений и происшествий, из которых моряков выводил, конечно же, их отважный капитан на флагманском фрегате "Баунти".

Со временем сюжеты этих приключений перекочевали в романы, позже – в кинофильмы. Таким образом, имя фрегата "Баунти" стало известно далеко за берегами туманного Альбиона. А вообще, это слово переводится на русский как "щедрость", "подарок".

В итоге к известности морских приключений фрегата "Баунти" добавилось и его точное значение, как нельзя лучше подходящее к утилитарному применению кондитерских, шоколадных изделий. Ведь изящно оформленная коробка шоколадных конфет или роскошный торт – это еще и великолепный подарок!

Так "Баунти" более 200 лет поддерживает марку товарного знака фирмы кондитерских изделий, которые знает весь мир.

У нас в России в силу известных причин традиции утверждения товарных знаков несколько скромнее, хотя тоже есть чем гордиться. На железоделательных заводах Екатеринбурга с демидовских времен и до 1917 года выпускали металлические изделия с клеймом, на котором был изображен соболь, стоящий на задних лапках. Это клеймо "Белый соболь" в течение двух столетий хорошо знали не только в Европе, но и в США, азиатских странах. Уральский металл по качеству считался лучшим в мире, а клеймо "Белый соболь" служило аттестатом высочайшего качества и одновременно – охранной грамотой, товарным знаком уральских заводов вплоть до октябрьского переворота.

Похвально, что товарный знак "Белый соболь" сумели возродить его правообладатели – уральские металлурги - и с успехом его применяют уже в XXI веке, в условиях нынешнего рынка.

Так что же представляет собой товарный знак, и каково его значение для экономики, репутации для развития торговых отношений предприятия, фирмы, в целом страны?

Этот вопрос я задал авторитетному специалисту в области патентного дела, поверенному Российской Федерации по товарным знакам Сергею Егорову.

- Приведу простой пример, который более чем убедительно показывает роль и значение товарного знака для его правообладателя, будь то частный предприниматель, промышленное предприятие или торговая фирма. Всем известна компания "Кока-Кола". Движимое и недвижимое имущество в США, других странах мира составляет всего 10% от общей суммы ее активов, а остальные 90% - это стоимость товарного знака.

Согласно международной классификации, перечень всех товаров и услуг поделен на 45 классов, по которым и регистрируются товарные знаки российскими заявителями. Например, товарный знак"Чистая линия" екатеринбургского концерна "Калина" сегодня хорошо известен российскому покупателю. Исходя из специфики производства, классы, по которым зарегистрирован этот товарный знак, охватывают парфюмерно-косметические изделия, дезинфицирующие средства и тому подобное. Безусловно, это очень прогрессивный фактор, закрепленный и российским, и международным законодательством.

Можно представить, насколько бы угасла конкуренция между товаропроизводителями, не будь права свободы производства под тем или иным товарным знаком!

Не столь давно средства массовой информации Свердловской области сообщили об окончании судебной тяжбы между двумя крупными хозяйствующими субъектами: Екатеринбургским мясокомбинатом и фирмой "Хороший вкус", также выпускающей мясные изделия. Суть конфликта заключалась в том, что истец предъявил к ответчику претензию за внешнее сходство товарных знаков. Якобы "Хороший вкус", создавший свой товарный знак гораздо позже Екатеринбургского мясокомбината, перенес на изображение своего товарного знака некоторые элементы со знака старшего коллеги. В подобных случаях полагается товарный знак ответчика аннулировать и взыскать с него определенную сумму за убытки, понесенные истцом.

Суд отклонил претензии Екатеринбургского мясокомбината как несостоятельные. Эксперты установили, что в товарных знаках двух производителей мясных продуктов нет сходства. Значит, нет и оснований для аннулирования товарного знака фирмы "Хороший вкус". Более того, была выявлена истинная подоплека обращения истца в судебные органы. Уральским покупателям известно, что некоторые виды изделий Екатеринбургского мясокомбината не отличаются высокими вкусовыми и другими качествами. А продукция "Хорошего вкуса", наоборот, завоевала среди покупателей высокую репутацию. Как в таком случае не попытаться лишить конкурента его главного козыря - товарного знака!

Проявлений различных конфликтов, коллизий между обладателями товарных знаков в нашей стране все больше и больше. Динамика развития рыночных отношений в России такова, что новые фирмы производства рождаются с завидной быстротой. Как показывает опыт последних лет, за право эксплуатировать такую огромную ценность, как привычка миллионов потребителей покупать продукт именно данной марки, разгораются все более масштабные сражения. Водка "Столичная", "Московская", конфеты "Мишка на Севере", "Раковые шейки", и даже такие необычные бренды, как образы Чебурашки и Винни Пуха заставили скрестить шпаги многих крупных предпринимателей.

А что же мелкие? В России ежегодно 30 - 40 тысяч небольших предприятий и частных предпринимателей подают заявления в Роспатент с просьбой зарегистрировать их товарный знак. Только от фирм Свердловской области ежегодно обращаются от 600 до 800 заявителей с подобной просьбой.

Если товарный знак зарегистрирован, и не более, то его стоимость равна символической сумме затрат на регистрацию. А ведь именно фирмам с небольшими оборотами, для того чтобы выжить на рынке, необходимо получать максимально возможную отдачу от всего имеющегося имущества. И товарный знак – именно то, что можно и нужно использовать в полную силу для этой главной цели.

Владимир СТАХЕЕВ.

Свердловская область

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>