МАРИЯ СТЮАРТ, ГАМЛЕТ И АТОМНАЯ БОМБА

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
МАРИЯ СТЮАРТ, ГАМЛЕТ И АТОМНАЯ БОМБА

VIII Международный Волковский фестиваль в первом русском театре

Состоялся VIII Международный Волковский фестиваль в Ярославле, на родине первого русского театра, основанного Федором Волковым. На нем лауреаты премии Правительства Российской Федерации им. Федора Волкова – 2007, два сибирских театра – Минусинский городской (Красноярский край), отмечавший 125 лет со дня основания, и Омский ТЮЗ, а также заслуженный артист России Станислав Гронский, выступающий на сцене Краснодарского академического театра драмы более 40 лет, - получили по бронзовой статуэтке великого артиста и по 200 тысяч рублей.

- Растущую популярность и жизненность Волковского фестиваля могу подтвердить тем, что если три года назад на премии, приравненные к Госпремиям РФ, были представлены 8 - 10 претендентов, то теперь выбирать лауреатов пришлось из более чем 40 театральных коллективов, - рассказал директор Департамента государственной политики Министерства культуры и массовых коммуникаций России Юрий Шубин. - Нам стало ясно, что имеющихся номинаций недостаточно. Это высказали и в 65 субъектах РФ. Поэтому начиная с будущего года число правительственных наград увеличивается до пяти. Расширяется перечень творческих работников, чьи кандидатуры могут рассматриваться. Кроме актеров всех жанров - от драмы до оперы, оперетты и балета, - премию реально получить и художнику по костюмам, свету, декорациям и т.д.

12 дней без перерыва на Волковской сцене был аншлаг, менялись города, страны, спектакли, но не исчезал налет грусти, о которой напоминала допечатка в сводной программе фестиваля. Ее посвятили памяти народного артиста России Валерия Сергеева. Только что минуло 40 дней, как ведущий актер, директор театра, бессменный организатор фестиваля ушел из жизни. Готовя его, Сергеев словно предчувствовал недоброе и приглашал в Ярославль труппы с пьесами высокого трагического содержания. Достаточно назвать "Марию Стюарт" Московского театра им. М.Н. Ермоловoй, осовремененную "Медею" Курского театра имени А.С. Пушкина, "Гамлета" Костромского драматического театра им. А.Н. Островского, "Власть тьмы" Тульского театра драмы.

Из этого списка выпадают "Шерше ля фам" французского драматурга в исполнении Московского драматического театра им. Рубена Симонова и не очень уж и развеселое потешное действо "Шут Балакирев, или Шуты всея России" Новгородского академического театра драмы им. Ф.М. Достоевского.

В декабре 2006 года волковцы гастролировали в Японии, и там их директор увидел "Босоногого Гэна" - мюзикл, поднимающий отнюдь не радостную, как требовал жанр, тему атомной бомбардировки Хиросимы. Премьера спектакля состоялась в Токио в 1996 г., и с ним театр "Кияма" объездил всю страну, побывал и в Нью-Йорке, Сеуле, нескольких городах Польши. Пьеса была сыграна 400 раз. Используя минимум декораций, широкий экран для показа слайдов, звук, музыку, свет и талантливых актеров, владеющих искусством пантомимы, голосом, умением петь, постановщик создал впечатляющее произведение. Сергеев немедленно договорился об участии труппы в Волковском фестивале.

Зрелище, продолжавшееся 1 час 40 минут без перерыва, с выразительными сценами быта японской семьи, улицы, ядерного удара и его последствий, было настолько понятным, что диалоги и монологи артистов не требовали перевода. Сам взрыв, ошеломивший зрителей, показался настоящим. В зале потух свет, и в абсолютной черноте раздался оглушительный грохот, а прожекторы, затаившиеся под потолком, огненно ударили ослепительной вспышкой по глазам, имитируя шляпку ядерного гриба, известного во картинкам. Эффект выдержали не все, и часть публики с разных рядов партера двинулась на выход. Без них было нарочито и медленное дефиле калек, у главного героя - мальчугана Гэна – голова облысела. Тела пострадавших разметало на подиуме, по щелям которого побежали красные змейки огня – это "горела" земля. В финале под ногами актеров снова начал пробиваться свет, но уже окрашенный зеленью, подразумевая траву и символизируя возвращение жизни.

Лауреат премии им. Федора Волкова - театр из Минусинска - выбрал пьесу современного драматурга Юрия Волкова "Где твои крылья?..", действие которой проходит в полутемной коммуналке в первые послевоенные годы, где обитают пять женщин-неудачниц с нелегкой судьбой. Героиня пьесы, молодая беременная Мария, мечется, томится, напрасно надеясь на возвращение изменившего ей мужа. Лишь оригинально поставленный финал, когда в окно комнаты врывается ветер, выдувает громоздкую мебель, разламывает стены, и в возникшем луче света Мария устремляется в символическое будущее, вызывает едва ли не единственные аплодисменты подавленного и скучавшего зала.

Характерно, что для своего театра Сергеев облюбовал отнюдь не драму. Зажигательный мюзикл "Спин" Шведского национального театра в финском городе Хельсинки на музыку канадского композитора ему виделся как подарок молодой смене волковцев, недавно принятых в труппу и жаждущих ярких ролей. Он успел сделать этот подарок. Над спектаклем в Ярославле работали режиссер-постановщик из Исландии, хореограф и художник из Финляндии вместе с постановочной командой театра.

Звонкая, шумная, поющая, смахивающая на молодежную дискотеку, премьера "Спина" попала в афишу фестиваля наряду с последней работой МХАТа им. М. Горького - пьесой А.Н. Островского "Красавец-мужчина". Столичные актеры ежегодно приезжают в Ярославль, не подводя Сергеева, как и заокеанский внук писателя Бабеля - Андрей Малаев-Бабель, с которым знакомство состоялось в США. Нынче Андрей выступал в роли А.П. Чехова в пьесе Л. Малюгина "Насмешливое мое счастье" с американской актрисой Маргарит Игинтон в поставленном им спектакле театра "Бэклот" (штат Флорида). Кроме гостей из Америки, на камерной сцене выступили с моноспектаклями артисты Тамбовского драматического театра им. H.С. Лескова и Минского театра киноактера Юрий Томилин и Алла Пролич, выпускница Ярославского государственного театрального института. Его питомцы исполнили ведущие роли и в нескольких спектаклях других городов страны.

- Раньше гастролями жили, - заметила директор Омского ТЮЗа Валентина Соколова, секретарь Союза театральных деятелей России и член Общественной палаты России. - И без них фестивали стали отдушиной.

Омичи находились на положении лидеров фестиваля, и на его закрытии неожиданно показали популярную в 60-х годах пьесу Александра Володина "Две стрелы", посчитав ее актуальной в наши дни. Когда-то этот спектакль обошел едва ли не каждый театр страны. ТЮЗ из Сибири вернулся к нему в постановке Ларисы Артемьевой из Санкт-Петербурга.

...Разъезжаясь, гости гадали, кому теперь составлять афишу следующего Волковского фестиваля, какая она будет, и сходились в том, что год пролетит незаметно, ответ не заставит себя ждать. До встречи в Ярославле!

Станислав РЯБИНИН, наш соб. корр.

Ярославль

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>