Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Торговая газета

  номер 85-86(425-426) от 01.11.2007 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ: ВИРТУАЛЬНОЕ СТАНОВИТСЯ РЕАЛЬНЫМ

Президиум Правления ТПП РФ вынес на обсуждение злободневный вопрос: "Электронные торги: опыт, проблемы, перспективы. Роль торгово-промышленных палат". С основным сообщением по этой проблеме выступил председатель Комитета ТПП РФ по информационному обеспечению предпринимательства, президент Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства, советник мэра Москвы Александр Давидович Иоффе.

Для России, как подчеркнул председатель Комитета ТПП РФ, идея электронных торгов очень актуальна, поскольку огромные расстояния и географический разрыв между заказчиками и поставщиками сочетаются с очень высоким количеством пользователей Интернета. Наша страна занимает сегодня 15-е место в мире по охвату населения Интернетом. На более чем миллионе web-серверов размещено около миллиарда различных документов. По экспертным оценкам к концу года Интернетом будут пользоваться 32 млн человек.

Все в большем объеме технологии электронной торговли осваивают государственные органы. В частности, Москва планирует перевести в электронную форму до 15% своих закупок. Бизнес тоже не отстает: крупные компании и предприятия уже давно пользуются электронными аукционами, имеют свои электронные торговые площадки, иногда - с многомиллиардными оборотами. Многие известные розничные сети используют Интернет в качестве одного из каналов реализации своих товаров. Лидерами продаж в сфере электронной торговли являются цифровая, компьютерная, аудио, видео и бытовая техника, книги.

Успешно развиваются все сегменты электронной коммерции: платежные системы, корпоративные электронные торговые площадки, розничные Интернет-магазины, а также новые виды электронной торговли и услуг: страховые, консалтинговые, туристические и другие. Развитие электронной торговли получило новый импульс в связи с ростом потребительского спроса и механизма кредитования.

Хотя доля сделок через электронные торги пока невелика, но электронный сектор российской экономики постоянно растет (от 30% до 50% в год), и можно с уверенностью утверждать, что Россия в ближайшее время станет полноправным участником мировой системы электронной коммерции.. В первом полугодии 2007 года по всей стране проведено более 15000 электронных торгов на сумму более 130 млрд руб.

Согласно мировой практике, отметил А.Д. Иоффе, электронная торговля рассматривается как одно основных средств поддержки малого и среднего бизнеса в качестве способа обеспечения равных условий ведения экономической деятельности в сравнении с крупными компаниями. Использование механизмов электронной торговли при минимальных затратах открывает им доступ ко всему рынку потенциальных покупателей. Развитие электронной торговли обеспечило большую прозрачность процессу закупок, что сразу принесло результат.

Значительное место в выступлении А.Д. Иоффе было уделено государственным закупкам – жизненно важному компоненту национальной экономики. Реализация электронных торгов по закупке продукции для государственных нужд, по его мнению, чрезвычайно актуальна для сегодняшней России. Экономия от использования этой технологии в государственных закупках может доходить до 20%. В сущности говоря, заметил он, основная задача электронных торгов– это минимизация человеческого фактора. Отсюда и сокращение сроков, и сокращение расходов, и повышение прозрачности торгов, и борьба с коррупцией.

Активное участие в процедурах государственных закупок посредством электронных торгов принимают территориальные торгово-промышленные палаты в ряде регионов. Это, в частности, ТПП Саратовской области, Республики Башкортостан, Москвы, Татарстана и ряда других.

В докладе А.Д. Иоффе были названы проблемы и обозначены задачи развития электронных торгов и торговли.

Среди них: несовершенство номенклатуры продукции размещаемых заказов; проблема в допуске участника к электронным торгам; инфраструктурные проблемы (по документообороту: использования пластиковых карточек в качестве электронных платежных средств, кассовых чеков, защиты информации и т.д., электронной цифровой подписи и т.д.); улучшение информационного обеспечения. Здесь очень важно использование возможностей Интернета как наиболее эффективного и дешевого средства информирования.

Как считает А.Д. Иоффе, необходимо более активное развитие аукционных торгов, являющихся, в силу своей простоты и объективности процедуры, наиболее прозрачной формой закупок. При этом нужно развивать практику проведения аукционов для приобретения товаров простой спецификации.

И конечно же, требуется обучение всех участников электронных торгов, что вполне могли бы взять на себя региональные и местные торгово-промышленные палаты. Кстати, ряд ТПП уже активно участвует и в обучении (особенно среди небольших предприятий), и в создании реестров надежности, и в подготовке и проведении электронных торгов, аукционов и т.д.

Отдельно А.Д. Иоффе остановился на конкурсном "рейдерстве".

Суть его заключается в том, что нечистая на руку компания вникает в детали проводящегося конкурса, и впоследствии рейдеры шантажируют выигравшую конкурс компанию. Рейдеры часто регистрируют фирму в дальних регионах за месяц-другой до торгов и предлагают подозрительно низкую цену на конкурсе - она может быть ниже стартовой цены.

Необходимо разработать нормативные акты, позволяющие выявлять и не допускать рейдерские компании на рынок госзаказа.

Вся проблематика электронных торгов, и особенно по осуществлению размещения госзаказов, касается всего предпринимательского сообщества.

В своем выступлении А.Д. Иоффе сделал акцент на вопросах эффективности участия малого бизнеса в госзаказе.

Общеизвестные Рекомендации консорциума мировых банков, Евросоюза и ООН в качестве одного из требований к информационно-технологической системе и к администрированию госзакупок содержат требование формирования регистра компаний, изъявляющих желание выступать в качестве поставщиков в рамках госзаказа. Это требование выполняется подавляющим большинством стран. Основой этого регистра являются централизованные информационные базы, поддерживаемые на общегосударственном, региональном и местном уровне.

Создание такого регистра, предусмотренного в российском законе, позволит технологически решить вопрос об уведомлении потенциальных участников, что очень важно для многочисленного малого бизнеса.

Об участии малых предприятий в госзакупках известно, что малые предприятия в основном не имеют возможности реализовывать проекты, стоимость которых превышает определенный порог либо по законодательным ограничениям, либо по причине отсутствия необходимых ресурсов.

Необходимо решить и вопрос об участии малых предприятий в реализации больших проектов в качестве субподрядчиков. Примером этому могут служить американские правила. В США все госзаказы, распределяемые на конкурсной основе, содержат требование к поставщику привлекать к участию малые предприятия и неисполнение этого требования влечет серьезные санкции.

"Думаю, что российский закон должен содержать подобную норму", - подчеркнул также А.Д. Иоффе.

Другое предложение, которое следует обсудить – возможность объединения малых предприятий в "пулы" для выполнения сложных и достаточно дорогих заказов.

Что касается заказов малой стоимости, то следует внимательно изучить другой зарубежный опыт, где заказы стоимостью менее $25 000, размещаемые с применением т.н. "упрощенной процедуры" (аналог наших запросов котировок), предназначаются исключительно малым предприятиям.

Соответственно, приобретает актуальность поддержание базы данных малых предприятий -участников госзакупок; ориентирование на малые предприятия определенных категорий продукции, работ, услуг и баз данных, отражающих статистику участия малых предприятий в госзакупках.

Отдельный вопрос - качество взаимоотношений госзаказчиков и участников рынка госзаказа - лежит вне рамок электронной составляющей процесса госзакупок, однако он чрезвычайно важен.

Вот те характерные недостатки, которые были отмечены малыми предприятиями во многих запросах котировок, участниками которых как раз и являются в основном малые предприятия: в извещении о запросе котировок не указаны возможности предлагать аналог при заказе продукции определенной марки или определенного производителя; составление извещения с указанием требований, заведомо соответствующих параметрам конкретного поставщика; утрата заказчиком конкурентоспособных котировочных заявок, отправленных средствами, хотя и предусмотренными в извещении (факс, электронная почта), но не позволяющими получить официальное подтверждение доставки; смешение в одном запросе котировок трудносовместимых продукции или услуг; досрочное разглашение сведений котировочной заявки заинтересованным лицам; установление срока окончания подачи заявок ранее времени заседания котировочной комиссии.

Это только основные моменты, влияющие на участие малых предприятий в госзаказе. Тем не менее, эти моменты кардинальным образом влияют на атмосферу рынка госзаказа в целом и, в особенности, в отношении малых предприятий.

Основной проблемой в развитии электронных торгов со стороны государства является совершенствование и развитие нормативно-правовой базы электронной торговли, подчеркнул в заключение своего выступления А.Д. Иоффе.

Подводя итоги заседания президиума правления ТПП РФ, президент палаты Е.М. Примаков еще раз подчеркнул важность развития электронной торговли. Этот процесс будет способствовать росту конкурентоспособности российской промышленности, демонополизации экономики и являться серьезным средством для борьбы с коррупцией.

Наталия КУРБАНОВА, обозреватель "Торговой газеты".




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 05.12.2020
    USD74,2529-0,9467
    EUR90,2618-0,9328
    E/U1,2156+0,0029
    БВК81,4569-0,9404
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности