Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Торговая газета

  номер 81-82(423-424) от 22.10.2007 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


ВЛАДИМИР МАЛЫШКОВ: ФИЛОСОФИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

Совершив рывок в своем развитии, отрасль так и не обрела свой закон и потеряла свое министерство.

Московскому Департаменту потребительского рынка и услуг исполняется 15 лет. По российским масштабам событие вроде бы не такое значимое. Однако для столичной, да и всей российской, торговли 15 лет оказались чрезвычайно важными и насыщенными. Это, можно смело сказать, социальный и экономический этап, с успехами и ошибками, требующий осмысления и анализа.

Розничная торговля практически на 100% стала частной. Покончено с дефицитом товаров. На смену распределительной системе пришла конкуренция. По количеству торговых площадей на тысячу жителей Москва вышла на уровень крупных городов Европы. В корне изменилась технология доставки и продажи товаров. Весомым стал вклад торговли в экономику страны.

На этом фоне бурного роста внутренней торговли многие ученые и специалисты-практики заявляют, что в деятельности федеральных органов исполнительной власти до сих пор нет четкой и эффективной государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере торговли, не созданы необходимые организационные и экономические условия для развития отрасли.

Какая торговля нужна России, какие рычаги требуются для более успешного продвижения отрасли?

С таким вопросом редакция "Торговой газеты" обратилась к известному специалисту и ученому в сфере торговли министру правительства Москвы Владимиру Ивановичу Малышкову.

- Владимир Иванович! 15-летие вашего департамента – это не только праздник, но и повод осмыслить пройденное, окинуть ретроспективным взглядом прошлое, настоящее и будущее. А вам есть что рассказать – за плечами такие пути-дороги, столько сделано. Ведь не случайно преобразования торговой Москвы последних лет во многом связывают с вашим именем.

- Скажу сразу: замысел рассказать о крутых поворотах торговли на перекрестке двух веков у меня родился три года назад. Я уже заканчиваю работу над книгой о Москве торговой. Собрал большой фактический материал, проанализировал разные этапы, включил главы о людях, посвятивших себя беспокойному и ответственному делу – торговле.

- А до выхода книги в свет можно сделать заявку – познакомить наших читателей с отдельными главами?

- Обещаю несколько отрывков дать для "Торговой газеты".

- Ваша деятельность связана не только с Москвой, но и другими городами. Не могли бы вы охарактеризовать в общих чертах торговлю России в целом?

- Я более сорока лет работаю в торговой отрасли. И мне не безразлично, как строится экономика в стране. Близко к сердцу принимал и хрущевское потепление, радовался, когда был период насыщения рынка товарами советского производства. Переживал, когда были пустые полки, и потом пошел натиск импорта, потому что текли нефтедоллары. Это расслабляло собственное производство. Меня убивало, когда на ракету деньги шли потоком, а на производство продовольствия и одежды не оставалось средств. Были годы, когда промпредприятия обязывали, чтобы на рубль основного производства несколько копеек выделять на товары народного потребления. Но в кажущейся заботе о комфортной жизни было людей много декларативного, а товарные отношения строились без учета спроса и предложения. Как это ни прискорбно, у нас практически не было торговли. Все было расписано: вот тебе фонды – укладывайся. И никакой коммерческой самодеятельности. А если кто и пытался выйти за канонические рамки, ему говорили "стоп!". А иногда и наказывали.

По молодости я тогда тоже пытался возражать: как же так, если человек нашел возможность получить больше денег для общества, а его одергивают – не высовывайся.

- С вами такое случалось?

- Когда я работал в общепите Сибири, а потом и в Прибалтике, мне всегда нравилось искать что-то новое и интересное в организации питания. Но всегда приходилось лавировать между инструкцией и выгодным предложением. Вспоминаю, как в Латвии мы решили провести реконструкцию кафе. Работы по смете художники оценили в приличную сумму. Я нахожу специалистов, которые берутся эту же работу выполнить втрое дешевле. Но тут включаются инструкции и нормативы. Например, художественное оформление по расценкам фонда оценивалось в 150 тыс. руб. А я поехал в Союз художников Узбекистана и договорился эту же работу выполнить за 40 тысяч. Но мне говорят: выполняй договор и работай по смете. Я заключил соглашение с узбекскими художниками, сэкономил более ста тысяч, а мне за это выговор.

Второй пример. В Красноярске нам удалось путем организационных и коммерческих действий сделать общепит из убыточного в высокодоходный. Полученная прибыль пошла на развитие, а часть средств выделена для поощрения персонала. Следующий год снова рост. А на третий закладывают нам план от достигнутого и плюс еще на прирост. Но уже все, что можно было выжать, выжали. В результате мы оказались в невыгодном положении. Общепит соседнего Алтайского края рос потихоньку и был в выигрыше, а мы сделали скачок и оказались в отстающих. Я к чему это говорю: инициативу, экономическую активность не поощряли, а гасили в зародыше.

Когда-то в системе торговли Красноярска на базе шести трестов я создал производственное объединение. Это дало немалую экономию. Тогда об этом новшестве писали в газетах, меня приглашали делиться опытом на конференции, семинары. На этом и закончилось. Перестраиваться никто не хотел. Почему? Мне потом объясняли: государству экономия твоя не нужна, ваше дело кормить людей. Выходило так: бюджет – это огромная яма, что не кинь – затеряется.

Я говорил и говорю: у нас в Советском Союзе не было торговли, была распределительная система. Что выделили, то и продали. Вот мы, руководители торговли краев и областей, месяцами сидели в Москве, выбивали фонды: сколько чулок, носков, грабель…

- А напрямую с производителем разве нельзя договориться?

- Однажды я попробовал обойти распределителей фондов. Взялся добывать товар самостоятельно. Нужда заставляла: Красноярск и половину от спроса не получал южные плоды.

Я отправился в Узбекистан. Создал там закупочную контору. Ребятам сказал: у меня 10 тыс. руб. фонда на закупки арбузов и дынь. За поставки продукции вы получаете зарплату в соответствии с договором. Тогда это было рублей 170. Но если вы закупите и поставите сверх плана – получите дополнительно 5% от закупок, получалось вдвое больше. В тот год мы завезли столько бахчевых, помидоров, огурцов, что, помимо Красноярска, обеспечили арбузами и дынями и другие близлежащие города. Народ был доволен, все было хорошо. На второй год решили повторить. Все шло хорошо, но тут из Москвы приезжает бригада Генпрокуратуры расследовать "незаконную операцию с арбузами". Вмешался и комитет партконтроля: объявляют мне строгий выговор, заводят уголовное дело. За что? За то, что наша заготконтора самостоятельно покупает у хозяйств продукцию. Мы вроде бы отняли фонды товаров у других и заманили заготовителей к себе. На меня завели уголовное дело. Но поскольку никаких личных корыстных действий не было и все сделки были в рамках закона, расследование прекратили. Вот так коммерческая инициатива во благо горожан обернулась для меня большими неприятностями.

Вместо того чтобы изучить опыт, как можно закупить больше, по выгодной для обеих сторон цене, сверху такая инициатива оказалась неприемлемой и даже наказуемой. Впоследствии выяснилось: в республике было произведено продукции больше, а планировали на меньший уровень. Прокуратура потом подтвердила закупку излишков законной, это дало стимул производителям выращивать и реализовывать больше планируемого.

К чему я привожу этот пример? Мы жили во времена, когда коммерческая инициатива, настоящая торговля не только не поощрялись, но и, наоборот, пресекались и даже преследовались.

- Тут хочется сказать: и вот в начале 90-х годов наступило время свободы предпринимательства…

- Но свобода торговли, которую предложили нам правители, оказалась призрачной. Меня тогда спрашивали, доволен ли я тем, что происходит? Я отвечал: категорически нет! Почему? По очень простой причине: у нас все происходит из крайности в крайность. То есть разрешили все, но у тебя нет ничего. Свобода торговли обернулась анархией. Плановую систему разрушили, оптовое звено ликвидировали, экономические связи торговли с товаропроизводителями оборвались. Москве грозила опасность остаться без продовольствия. Ситуация складывалась так, что все силы были брошены на закупки продовольствия. Мы ездили по всей России с чемоданами денег и закупали картошку, овощи, муку, - хоть как-то кормить людей.

Почему так произошло? Свобода торговли есть (торгуй чем хочешь и где хочешь), а фондов никаких. Чем торговать? В Москве на асфальте ничего не растет, а плановые связи с производителем рухнули, и взамен ничего не предложено.

Руководство Москвы в лице Гавриила Попова и его советника Пияшевой твердили одно: надо как можно быстрее все приватизировать, а свободный рынок все расставит по своим местам. Я говорил: хорошо, приватизировать будем, а почему немедленно? Приватизировали оптовые базы, а новые владельцы приспосабливали склады под автостоянки или что-то другое. Приватизировали булочные, а завтра в них появляется ювелирный магазин. Потому что работа в хлебном магазине трудоемкая, прибыли не дает. А в ювелирном принес чемоданчик дорогостоящих изделий – и за день можно получить прибыль в сто раз большую, чем в булочной.

Я и мои коллеги пошли к Попову с челобитной: давайте не торопиться с приватизацией. Такая позиция не понравилась, и меня, с понижением в должности, отправили в другое подразделение, подальше от торговли, а начальника главторга Корнаухова вообще уволили. Высококлассных специалистов тогда не жаловали.

- Но насколько я знаю, вы были кандидатурой номер один на министра торговли?

- Был, но после ряда таких высказываний против скоротечной приватизации и по другим вопросам в верхах кандидатуру мою сняли, и я попал в разряд "бывших". Министром назначили человека, далекого от торговли. Правда, как человек честный и порядочный, он уже через полгода понял, что это не его место и сам попросился в отставку.

- Зато, когда к руководству Москвы пришел Ю.М. Лужков, он стал собирать команду из классных специалистов, знающих толк в экономике и торговле.

- Да, Юрий Михайлович назначил меня одним из своих заместителей. Сила Лужкова в том, что он человек, как говорится, от сохи, прошел большую школу хозяйствования и очень точно определяет главные направления. Правительство Москвы обратилось к президенту с просьбой дать возможность столице самой решать вопросы приватизации. Президент пошел нам навстречу и дал согласие на приватизацию не по Чубайсу, а по плану правительства Москвы. Это дало возможность остановить беспредел и постепенно упорядочивать снабжение и торговлю.

Прошли годы. Казалось бы, на уровне государства мы должны поумнеть. Реформы, перестройки обнадеживали. Но они опять уводили нас не в ту сторону. Что касается торговли, то ее отодвинули на задний план. Ликвидировали министерство торговли, пристегнули торговлю к Министерству экономики, добавив в названии ведомства "и торговли". На самом деле это, как мы убедились, ничего не значит. Собрали в кучу целые отрасли, а торговлей, проблемами потребительского рынка заниматься некому. А ведь торговля самая многочисленная отрасль, дает большое количество средств для наполнения бюджета. Москва дает свыше 20% ВВП.

Кое у кого даже сложилось мнение: вот нет министерства, а торговля и бюджет наполняет, и проблем с товарным насыщением не возникает. Да, торговля растет и развивается. Но ведь речь идет не о том, чтобы командовать и управлять. России нужен орган, который определял бы политику торговли как внутренней, так и внешней, координировал деятельность всего потребительского рынка, разрабатывал вместе с товаропроизводящими отраслями стратегию, ориентированную на выпуск продукции отечественного производства. Нужны правовые основы действий.

Все крупные страны - возьмите Америку, Европу, Китай – имеют министерства торговли. А у нас ни у внутренней, ни у внешней торговли своего министерства нет. Нет ничего и никого, чтобы довести до разумного состояния важнейшую экономическую и социальную сферы. Тогда было бы больше пользы и комфорта населению и государству. Спокойнее было бы и регионам, и всей стране.

Авторитетная комиссия в своем докладе президенту делает такой вывод: "Минэкономики России, на которое возложены функции по выработке государственной политики, нормативно-правовое регулирование в сфере торговли, не обеспечило на должном уровне эту работу. Несмотря на то что Минэкономразвития неоднократно разрабатывало нормативно-правовые документы, они даже не вносились в правительство. Это еще раз свидетельствуют о неэффективности государственной политики в сфере внутренней торговли".

Сколько государство потеряло от такой неэффективной работы, подсчитать невозможно. Теряют и предприниматели, и население. Думаю, надо надеяться на перемены к лучшему.

- Вы уже не первый год бьете тревогу по этому вопросу.

- Да, я не раз поднимал эти вопросы и в СМИ, и на официальных собраниях, и в личной беседе с Германом Грефом, теперь уже бывшим министром. Не могу как специалист спокойно взирать на ошибки и просчеты, которые грозят серьезными последствиями. Известно, что если государство более 40% продовольствия получает по импорту, то такое государство находится в критической фазе своего развития. Но у нас и по непродовольственным товарам доля импорта превышает 70%. Все время полагаться на "трубу" - чревато гибельными последствиями. Это не обеспечивает стабильности. Травы не кошены, земля не пашется, потому и продовольствия не хватает.

Сегодня государство повернулось лицом к аграриям, другим отраслям. Внимания требует и торговля при кажущемся ее благополучии. Вот почему я выступаю за соблюдение такой государственной структуры, которая занималась бы в полном объеме и торговлей, и питанием, и бытовым обслуживанием, и малым бизнесом (кстати, более 70% малого и среднего бизнеса приходится на отрасли потребительского рынка). Было бы желательно вернуть через малый бизнес и координацию производства товаров массового спроса.

Дошло до смешного: мы покупаем за границей обыкновенные резиновые галоши, хотя всегда делали их на своих предприятиях, мы покупаем иностранные простые инструменты, хотя у нас есть и металл, есть и мастеровые люди. Когда я вижу в магазине лопату немецкого производства, мне становится не по себе. Мелочовкой у нас никто не занимается. На прошлой неделе был в Щелкове на заводе, который обеспечивал выпуск кинескопов для всего СССР. Вместо производственных линий - магазинные прилавки, цеха приспособлены под торговлю. Нет ни кинескопов, ни другой продукции. Нет и мелочовки.

Когда-то в СССР производили море игрушек. Сегодня большинство игрушек иностранное. Очень много игрушек милитаристского характера: танки, пушки, автоматы, причем с американской символикой. Я все эти примеры говорю к тому, что новое министерство могло бы взять под свою опеку и этот вид малого бизнеса. Надо стимулировать выпуск отечественных товаров. За мелочами очень часто скрывается и настроение, и благополучие людей.

Вот годами не обращали внимания на создание сети малых предприятий шаговой доступности. Сегодня в Москве их создано сотни. Покупателю не надо ехать за несколько километров за каждой мелочью. В "домике за углом" есть и товары повседневного спроса, есть и прачечная, и химчистка. Почему пенсионер должен за буханкой хлеба и пакетом молока тащиться по городским улицам в большой магазин? В Москве разработана целая программа о создании сети магазинов так называемой шаговой доступности. Сейчас такие мини-маркеты появились практически во всех микрорайонах, с набором самых необходимых товаров. Теперь мы идем дальше и создаем комплексы услуг, чтобы в одном месте, рядом с домом москвич мог сделать покупки, сдать в стирку белье, отремонтировать обувь или часы, произвести платежи за коммунальные услуги и т.д.

Хочу заметить, что решением социальных вопросов, обслуживанием населения в Москве занимаются не только Департамент потребительского рынка и услуг, но и Департамент поддержки и развития малого бизнеса, Департамент продовольственных ресурсов. Во главе каждого департамента – министр правительства Москвы. Этим как бы подчеркивается важность и ответственность каждого ведомства за работу сферы обеспечения комфортной жизни москвичей.

Кстати, Департамент продресурсов создавался с дальним прицелом, с расчетом на то, чтобы не только закупать и хранить продовольствие, но и производить сельхозпродукцию. Сегодня более сорока агрохолдингов, которые Москва создала в ряде регионов, дают значительную часть продовольствия со своих полей. Создана стройная система, при которой каждое структурное подразделение занимается конкретным делом.

Опытом Москвы по комплексному обслуживанию населения заинтересовались во многих регионах. К сожалению, на федеральном уровне изучением и внедрением опыта москвичей и других регионов никто не занимается. Хотя бы один раз кто-то из Минэкономики поинтересовался нашим опытом, пожелал поехать, посмотреть – ни Грефу, ни кому-либо из его подчиненных на этого не хватало времени. За все годы никто из министерства не позвонил, не поинтересовался: а что там происходит, не родилось ли что-то такое, достойное распространения?

Я надеюсь, что с приходом нового премьера должны произойти существенные перемены и отрасль торговли займет подобающее место. Хотя должен заметить, что Фрадков тоже из нашей среды, был министром торговли. Он все понимает, но, видимо, у него не доходили руки. Теперь у нас новый премьер – Виктор Зубков. Человек деятельный, как говорится от сохи, стремится не по докладам изучать положение дел в стране, во все вникает сам. Нам остается надеяться, что у премьера дойдут руки и до торговли, и что особенно важно – принять меры по обеспечению населения отечественными товарами.

- Владимир Иванович, вот уже много лет вы последовательно и настойчиво выступаете за то, чтобы у России был свой закон о торговле. Важность проблемы наконец нашла свое понимание и в верхах. Президент еще в прошлом году поручил премьеру взять под свой контроль подготовку проекта Закона. Но документа пока нет. В чем сложность выработки фундаментального документа, касающегося не только самой крупной отрасли страны, но и всех людей от мала до велика?

- Действительно в настоящее время в Российской Федерации нет единого законодательного акта, определяющего общие основы государственного регулирования внутренней торговли, и мы последовательно выступаем за то, чтобы у России был свой закон о торговле.

Более того, до сих пор отсутствует целостная концепция развития внутренней торговли в Российской Федерации, в которой были бы отражены приоритеты краткосрочного и долгосрочного развития на федеральном, региональном и местном уровне.

Слава богу, в Москве создана модель по регулированию и координации торгового и бытового обслуживания населения. А во многих регионах этого нет.

Сегодня в России в ходу более 600 подзаконных актов, касающихся торговли. Это сколько же надо перелистать бумаг, чтобы принять правильное правовое решение. При этом многие положения размазаны по различным постановлениям, и трактовать их юрист может каждый на свой лад. А цельного документа по торговле нет. И не случайно такое положение беспокоит президента.

В 2003 году казалось, что вопрос наконец-то сдвинется с мертвой точки. На совещании Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам потребительского рынка (протокол № 3 от 2 октября 2003 г.) по нашей инициативе было дано поручение бывшему руководству Минэкономразвития России о разработке единого законодательного акта о торговле, но в связи с реорганизацией федеральных органов это поручение осталось не выполненным, а рабочая группа, созданная для разработки проекта была упразднена.

Но участники потребительского рынка, в первую очередь регионы, продолжали эту работу в инициативном порядке. В итоге в 2004 году появились концепция и проект Федерального закона "О регулировании розничной торговли в Российской Федерации", которые широко обсуждались в Торгово-промышленной палате РФ, в Союзе российских городов и Союзе участников потребительского рынка.

Эти наработки были направлены в Минэкономразвития России. Результатов не видно.

Отсутствие законодательного акта, регулирующего деятельность отрасли, привели к возникновению конфликта интересов отечественных товаропроизводителей и крупных сетевых структур.

Недавно по обращению министра сельского хозяйства РФ Гордеева А.В. Президентом РФ В.В. Путиным было дано поручение Правительству Российской Федерации разработать и внести в установленном порядке в декабре 2007 года проект закона, обеспечивающего регулирование деятельности торговых сетей, предусматривающего защиту прав потребителей, соблюдения баланса интересов отечественных товаропроизводителей и торговых организаций, участие региональных и муниципальных органов власти в реализации государственной торговой политики.

В то же время Президентом РФ было дано поручение о разработке проекта Федерального закона, регламентирующего торговлю на оптовых и розничных рынках, включая упорядочение миграционной ситуации.

Несмотря на то, что на наш взгляд вопросы регулирования работы рынков должны были войти в общий отраслевой Федеральный закон о торговле, 30 декабря 2006 г. был принят Федеральный закон № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".

Во многом он основан на опыте Москвы, но с целым рядом его положений мы не согласны.

- Учитывая сверхважность закона о торговле, может быть, прежде, чем принять закон, пустить его проект на всеобщее обсуждение?

- В настоящее время этим вопросом занимается Минэкономразвития России. Конечно, не все предложения будут учтены, но в целом закон должен базироваться на мнениях широкого круга общественности как в центре, так и в регионах.

- В российскую, и особенно московскую, торговлю интенсивно, если не сказать агрессивно внедряются крупные торговые сети -сначала заграничные, а теперь и отечественные. Преимущества их очевидны. Они принесли обилие товаров, новую культуру торговли. Но с появлением крупных супермаркетов и холдингов появилось и опасение: не задавят ли они мелкие и средние розничные предприятия и не станут ли они диктовать свои цены?

- Процесс активного формирования торговых сетей в рознице начался в Москве после финансового кризиса 1998 года. Мировой опыт показывает, что наилучших практических результатов на рынке можно добиться лишь при высокой степени концентрации торговли - объединения магазинов в единую торгово-коммерческую структуру. Именно такие сетевые структуры добиваются установления равноправных партнерских отношений с поставщиками товаров, обеспечивают в магазинах широкий и стабильный ассортимент товаров, рационализируют систему товароснабжения, активно внедряют передовые торговые технологии, расширяют спектр предоставляемых услуг.

Именно магазины крупных торговых сетей обеспечивают высокий сервис в обслуживании покупателей и пользуются у населения высокой популярностью. Все социологические опросы показывают, что, наряду с уровнем цен на товары, население отдает приоритет таким факторам как, возможность купить необходимые товары в одном месте и иметь непосредственный контакт с товаром.

Поэтому правительство Москвы рассматривает создание и рост таких сетей как главное стратегическое направление в развитии розничной торговли в городе. Только такие сети могут быть конкурентоспособными с известными западными фирмами, которые сейчас активно выходят на московский рынок.

Для справки: Доля товарооборота сетевых компаний возросла с 5% в 2001 году до 35% в 2007 году.

- Рост торговых сетей происходит и за счет объединения или поглощения предприятий более мелких и слабых?

- По имеющимся прогнозам к концу 2007 года в розничных сетях ста сетевых компаний будут объединены порядка 1000 - 1100 магазинов, причем лидирующую роль займут высокотехнологические сети.

В продовольственной торговле насчитывается более 30 крупных торговых сетей, такие как "Седьмой континент", "Перекресток", "Патэрсон", "Рамстор", "Пятерочка", "Копейка", "ДИКСИ" и др.

В секторе непродовольственных товаров их около 50. Торговые сети активно стали развиваться по таким товарным группам как, радио и электробытовые товары, мебель, хозяйственные товары, парфюмерно-косметические товары, обувь, спортивные товары. Широкую известность не только в Москве, но и в других регионах страны получили сети: "М. Видео", "Мир", "Эльдорадо", "Техносила", "Эконика обувь", "Красный куб", "Дикая Орхидея", "Арбат Престиж", "Спорт Мастер" и другие. Отрадным моментом последнего времени стало появление розничных сетей по одежде, а также широкое развитие фирменной торговой сети товаропроизводителей. Здесь следует выделить сеть обувных магазинов фабрики "Парижская Коммуна", мебельных магазинов фабрики "Шатура".

В целях расширения спектра предоставляемых услуг для удобства клиентов, сетевые компании предоставляют торговые площади для предприятий малого бизнеса, тем самым открываются дополнительные рабочие места.

Динамично развиваются сетевые магазины-дискаунты. Они активно участвуют не только в развитии потребительского рынка г. Москвы, но и регионах России (Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Волгоград, Воронеж, Липецк, Ростов-на-Дону, Казань, Уфа, Пенза, Краснодар, Екатеринбург и др.).

- Объединение торговых предприятий в добровольную структуру предусматривает ли и единый центр оптового снабжения?

- Да, в результате объединения на рынке появляется единый универсальный поставщик, способный обеспечить магазины огромным ассортиментом товаров. Снижение цен достигается уменьшением общих затрат - складирование, транспортировка и т.д. Большой плюс в таких структурах - единая информационная система с достоверными данными о количественных продажах товаров и ценах, единая финансовая структура.

Развитие сетевой торговли, основанной на применении передовых технологий торговли и прогрессивных типах магазинов, привнесет качественный перелом в структуре розничных продаж.

Формирование рациональных каналов товародвижения и реальной конкурентной среды оптовиков, несомненно, приведет к положительным изменениям в снабжении розницы необходимыми товарами, сокращению числа посредников, соответственно уменьшению цен на товары.

- Намечается ли возрождение оптового звена?

- Одним из приоритетных направлений работы правительства Москвы является развитие оптовой торговли, позиции которой были во многом утрачены за годы реформ.

Определена первоочередная потребность в новых объектах оптовой торговли и складской инфраструктуры на ближайшую перспективу: 26 объектов с общей площадью от 750 до 850 тыс. кв. м.

- Какие конкретно оптовые объекты будут созданы?

- В соответствии с Генеральной схемой размещения крупных торговых объектов городского значения в Москве до 2020 года за счет средств инвесторов планируется открытие:

Восьми крупных специализированных центров оптовой торговли по продаже товаров легкой промышленности (одежда и обувь), мебели, радиоэлектроники, товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода.

Распределительных сетевых центров торговых компаний по продаже радиоэлектроники, сантехники и отопительных систем, товаров бытовой химии и т.д.

Единого распределительно центра по оптовой продаже продукции московской промышленности и обслуживанию торговых сетей "Московские товары", "Товары Отечества" (в соответствии с Комплексной программой промышленной деятельности в городе Москве на 2004 - 2006 гг.), а также двух-трех межотраслевых торгово-распределительных центров.

Не менее пяти магазинов-складов компаний "Метро" и "Интер МТД", а также трех по продаже товаров бытовой химии и хозтоваров.

Трех логистических центров по 50 - 60 тыс. кв. м каждый, целевое назначение которых - рациональное распределение товарных поставок на основе складских, экспедиторских и транспортных функций.

Намечено осуществить качественную модернизацию складской инфраструктуры потребительского рынка за счет ускоренного строительства 400 тыс. кв. м современных складских комплексов.

Кроме того, на заседании правительства Москвы 19.04.05 был рассмотрен вопрос "О мерах по развитию оптовой торговли продовольствием в городе Москве на 2005 - 2007 годы", которым предусматривается создание распределительных центров и магазинов типа "Кэш энд Кэрри" для обслуживания до 90% предприятий малого бизнеса (магазинов, ресторанов и т.д.).

- В связи с ростом крупных торговых сетей не будет ли сокращаться мелкорозничная сеть?

- Анализ динамики развития малых предприятий на потребительском рынке Москвы с 1999 г. по 2005 г. показал, что их количество возросло за этот период более чем на треть и достигло 99,7 тыс. единиц.

На потребительском рынке столицы работает почти 1,5 млн человек -более четверти трудоспособного населения Москвы. Без учета гастарбайтеров. На "малых" предприятиях потребительского рынка работает 670 тыс. человек.

Основными функциями малых предприятий являются мелкооптовая, розничная торговля, организация питания, оказание различных бытовых услуг.

Средний ежегодный прирост количества субъектов МП составляет в Москве 5,7%. В целом по России - 1,2%.

Москва по плотности малых предприятий приближается к среднеевропейским показателям. В Париже на 100 тыс. населения работает около 3 тыс. малых предприятий. В Москве - примерно 2 тыс. (в целом по России это показатель составляет 700 предприятий), из них 950 МП - в сфере потребительского рынка.

В настоящее время розничная торговля - это один из самых прибыльных бизнесов на потребительском рынке, поэтому туда идут крупные сетевые компании - как отечественные, так и иностранные, однако малый бизнес должен доказывать свои конкурентные преимущества, в том числе работая на условиях франчайзинга с крупными сетевыми компаниями. Кроме того, руководству "малых" компаний необходимо понимать, что для того, чтобы сотрудничать с крупными компаниями, необходимо соответствовать ряду критериев. Во-первых, предприятие должно доказать свою компетентность перед тем, как крупная компания примет решение о сотрудничестве с ним. Это означает, что малое предприятие должно быть в состоянии производит качественную продукцию, и поставлять ее во время. Во-вторых, сотрудники малого предприятия должны обладать необходимыми знаниями и навыками для восприятия и применения технологий. В-третьих, малые предприятия должны чувствовать изменения, происходящие в крупных компаниях и, в частности, быть готовым поменять свое текущее состояние на более прогрессивное, с точки зрения рынка, логистики и пр. И, наконец, малое предприятие должно быть достаточно подготовлено для того, чтобы играть роль образовательной организации, а не просто предприятия-производителя или сборщика. Это означает, что если малое предприятие готово совершенствовать свою деятельность для того, чтобы соответствовать этим требованиям, то, возможно, у него есть больше возможности начать сотрудничество с крупными компаниями.

Виктор ПУШКАРЕВ.




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 07.07.2020
    USD71,3409+0,8410
    EUR80,5581+1,3374
    E/U1,1292+0,0055
    БВК75,4886+1,0644
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Российский деловой портал «Альянс Медиа»
     · Бизнес России
    Бизнес-образование
     · Бизнес-план
     · БИНФО
     · Благотворительность
     · Бухгалтерский учет
     · Вся Россия
     · ВЭД
    Госзаказ
     · Дистанционный консалтинг
     · ЖКХ
     · Законы
     · Зоокластер
     · Инвестиции
     · Инновации
     · Исследования
    Исторические документы
     · ИТ и связь
     · Кино
     · Кластер инноваций
     · Кластерное развитие
     · Коммерческие предложения
    Легпром
     · Маркетинг
     · Мероприятия
     · Молодежь
     · Наука
     · Недвижимость
     · Охрана труда
     · Размещение пресс-релизов
    Пресса
     · Продукция и услуги
     · Работа
     · Рассылки
     · Реклама и PR
     · Ремесленничество
     · Рестораны
     · Русский язык
    Система ММЦ
     · Словарь
     · Социальное общество
     · Спорт
     · Стиль Мода Дизайн
     · Субконтрактация
    ТВ - Первый канал бизнеса
     · Тесты
     · Транспорт
     · Финансовые рынки
     · Экология
    Адыгея
     · Алтай
     · Амурская область
     · Архангельск
     · Астрахань
     · Башкортостан
     · Белгород
     · Брянск
     · Бурятия
    Владимир
     · Волгоград
     · Вологда
     · Воронеж
     · Дагестан
     · Еврейская АО
     · Забайкальский край
     · Иваново
     · Ингушетия
    Иркутск
     · Кабардино-Балкария
     · Калининград
     · Калмыкия
     · Калуга
     · Камчатка
     · Карачаево-Черкессия
     · Карелия
    Кемерово
     · Киров
     · Коми
     · Кострома
     · Краснодар
     · Красноярск
     · Курган
     · Курск
     · Ленинградская область
    Липецк
     · Магадан
     · Марий Эл
     · Мордовия
     · Москва
     · Московская область
     · Мурманск
     · Ненецкий АО
    Нижний Новгород
     · Новгород
     · Новосибирск
     · Омск
     · Орел
     · Оренбург
     · Осетия
     · Пенза
     · Пермь
     · Приморье
    Псков
     · Республика Алтай
     · Республика Крым
     · Ростов-на-Дону
     · Рязань
     · Самара
     · Санкт-Петербург
     · Саратов
    Сахалин
     · Свердловская область
     · Севастополь
     · Смоленск
     · Ставрополь
     · Тамбов
     · Татарстан
     · Тверь
     · Томск
    Тула
     · Тыва
     · Тюмень
     · Удмуртия
     · Ульяновск
     · Хабаровск
     · Хакасия
     · ХМАО-Югра
     · Челябинск
     · Чечня
    Чувашия
     · Чукотка
     · Якутия
     · Ямало-Ненецкий АО
     · Ярославль
    Дальневосточный ФО
     · Приволжский ФО
     · Северо-Западный ФО
     · Северо-Кавказский ФО
     · Сибирский ФО
     · Уральский ФО
    Центральный ФО
     · Южный ФО
    Австралия
     · Австрия
     · Азербайджан
     · Аргентина
     · Армения
     · АТЭС
     · Белоруссия
     · Бельгия
     · Болгария
     · Бразилия
    Великобритания
     · Венгрия
     · Вьетнам
     · Германия
     · Греция
     · Грузия
     · Дания
     · ЕАЭС
     · Египет
     · Израиль
     · Индия
    Ирландия
     · Испания
     · Италия
     · Казахстан
     · Канада
     · Кипр
     · Киргизия
     · Китай
     · Куба
     · Латвия
     · Литва
    Молдавия
     · Монголия
     · Нидерланды
     · Норвегия
     · Польша
     · Португалия
     · Румыния
     · Сербия
     · Словакия
     · Словения
    СНГ
     · Таджикистан
     · Тайвань
     · Туркмения
     · Турция
     · Узбекистан
     · Украина
     · Финляндия
     · Франция
     · Хорватия
    Черногория
     · Чехия
     · Швейцария
     · Швеция
     · Эстония
     · Южная Корея
     · Япония
    2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности