Хмурый "Купец"
"По ту сторону прилавка" – так
называлась статья руководителя гастронома из Свердловска (ныне Екатеринбург)
Александра Арцибашева, опубликованная в газете
"Комсомольская правда" в далеком 1974 году. Эта была своеобразная исповедь молодого
специалиста, окончившего Свердловский институт народного хозяйства и сразу
попавшего на престижную должность. Собственно, с "универсамов" и началось
внедрение в стране магазинов самообслуживания. А история такова. Алексей
Николаевич Косыгин, бывший в то время председателем Совета министров СССР,
предложил купить вместе с итальянским заводом по производству автомобилей еще и
15 супермаркетов западного образца. Три из них решено было построить в Москве и
по одному – в городах-миллионниках: Ленинграде, Горьком, Куйбышеве, Свердловске, Новосибирске,
Владивостоке и некоторых других. Александр Арцибашев
по пути с нулевой отметки принимал участие в возведении уникального объекта и
после пуска его в эксплуатацию в 1972 году остался работать здесь же
заместителем директора. Однако по мере постижения профессии в душе вчерашнего
студента нарастал протест против тех негласных "правил торговли", которые были
обычным явлением в торговой среде: обсчеты, обвесы, продажа дефицита с "черного
хода" и т.д. Обо всем этом он и написал в "Комсомольскую правду". Разразился
грандиозный скандал. Еще бы! Никто из торговых работников ранее не осмеливался
выносить сор из избы. В конце концов автору статьи
пришлось уйти с работы. Арцибашев поступил на
факультет журналистики МГУ им. Ломоносова, и в 1976 году он был принят
корреспондентом в газету "Советская торговля". Так круто изменилась его жизнь.
Впоследствии работал спецкором газеты "Правда", зав. отделом журнала "Москва",
политическим обозревателем Гостелерадио СССР,
заместителем главного редактора газеты "Сельская жизнь". Ныне – секретарь
правления Союза писателей России, заслуженный работник культуры РФ. Издал 12
книг прозы и публицистики.
По просьбе редакции "Торговой газеты" Александр
Николаевич Арцибашев недавно снова съездил в
Свердловскую область, с тем чтобы сравнить, какие
изменения произошли в торговле за прошедшие годы. Об этом и пойдет речь в
публикуемых "Письмах с Урала".
… Переступив порог родного "Универсама", что на ул. 8 Марта в Екатеринбурге,
растерялся: магазин совершенно другой. В памяти тотчас всплыла картина
35-летней давности: толпы народа у прилавков, очереди к кассам, скудный
ассортимент товаров, ругань в торговом зале. Хоть и подходили машины с
продуктами одна за другой, но все же было туговато с мясом, колбасой, рыбой,
молоком. О деликатесах покупатели могли только мечтать. Ни семги, ни осетрины,
ни муксуна, ни икры на прилавках никогда не было. Впрочем,
как и телячьей вырезки, говяжьих языков, рыбных консервов ("Лосось", "Сайра",
"Печень трески"), шоколадных конфет ("Грильяж", "Птичье молоко", "Сказы
Бажова"). Селедку и ту продавали по блату! Каких только знатных особ не
встречал в подсобках: артистов, директоров банков, заведующих больницами,
руководителей строительных главков, профсоюзных вожаков, работников обкома КПСС
и облисполкома… Нагрузят огромные сумки и отъезжают на
персональных авто от служебного входа во дворе. А сталеварам, токарям,
фрезеровщикам, железнодорожникам, учителям, студентам, врачам, пенсионерам
приходилось довольствоваться "суповыми наборами", плавлеными сырками, мойвой,
овощными консервами… Жили по принципу: "Ты – мне, я –
тебе". Сумел обзавестись знакомым в торговле – значит, разживешься дефицитом,
нет – стой в очередях.
Так было почти везде. Руководители магазина носили в
карманах партийные билеты, говорили высокие слова, клялись в верности идеям
коммунизма, а в жизни действовали лишь с позиций личной выгоды. К заведующим
отделами, бывало, не подступишься: весь ходовой товар придерживали. Отпускали
дефицит по записочкам директора. Естественно, имели связи с оптовыми базами.
Там тоже свои порядки: просто так ничего не отгрузят. "Выбивали" разнарядки у
вышестоящих чиновников. Что и говорить – порочная была практика…
А что ныне? С переходом на рыночные отношения понятие
дефицита исчезло. Прилавки ломятся от изобилия товаров. Были бы деньги, все
можно купить. Но возникла масса других проблем в торговле. Разобраться в
хитросплетениях "коммерческих" тайн не так-то просто. Ведь от работников
магазинов словечка не добьешься, предпочитают держать язык за зубами.
Коммерческая тайна!
Как и полагается, решил сначала представиться руководству
"Универсама" (теперь этот магазин называется "Купец"): корреспондент столичной
газеты. Администратор торгового зала Людмила Тангочина
повела к директрисе, но ее не оказалось на месте. Не нашли и заместителя
директора. Беседую со старшим администратором Ириной Матяшовой.
- Что вас интересует? – насторожилась она.
- Элементарные вопросы, - говорю ей, - откуда поступает
товар, есть ли сертификаты качества, выдерживаются ли сроки реализации
продукции?
- Извините, но это не моя компетенция. Я отвечаю лишь за
порядок в торговом зале, выкладку товаров, работу продавцов.
- А как обстоят дела с сохранностью
материально-технических ценностей?
- В смысле воровства?
- Раньше об этом говорили поделикатнее:
с забывчивостью покупателей…
Старший администратор нахмурилась:
- Спросите лучше об этом у главного кассира.
- Тогда давайте хоть пройдемся вместе по залу! –
настаивал я. – Расскажите о той же выкладке товаров, упаковке, ценниках.
- А зачем? – сверкнула она глазами. – Возьмите любой
учебник по товароведению и найдете ответы на любые вопросы.
- Но у каждого магазина свои особенности.
- Так смотрите и сравнивайте! – отмахнулась Ирина
Владимировна, давая понять, что разговор закончен.
День был выходной. В магазине находилось немало
покупателей. Остановился у гастрономического отдела. Рядом мужчина средних лет
с мальчиком выбирали колбасу. Познакомились: Степан Питкевич.
Работает сварщиком на заводе по обработке цветных металлов.
- Почему взяли именно "докторскую"? – спрашиваю его.
- Вкусная! Полевского
мясокомбината. Качество устраивает. Вообще-то предпочитаю только отечественную
сельхозпродукцию. Наелись импорта…
- Живете тут рядом?
- Неподалеку.
- Нравится магазин?
- Грех жаловаться. Выбор солидный. Сейчас вот пойдем с
внуком в отдел кулинарии и купим еще что-нибудь из готовых мясных блюд.
- А старый "Универсам" помните?
- Ну как же!
- И что, сравнение в пользу "Купца"?
- Не во всем! Например, "обжигался" на сервелате. Продукт
был неважного качества. Или вот салаты. Как-то внучонок отравился…
Больше не рискуем, готовим сами. Вообще, надо сказать, в последнее время
контроль за качеством продуктов поослаб,
а ведь от этого зависит наше здоровье…
Между тем торговля салатами шла довольно бойко. Тут были
и овощные, и фруктовые, и мясные, и рыбные. Глаза разбегались! А из дверей
подсобного помещения выносили все новые и новые. Интересуюсь у старшего повара
Людмилы Васильевны (фамилию тоже наотрез отказалась назвать):
- Сами готовите?
- При магазине своя кухня.
- То есть продукция наисвежайшая?
- Конечно.
- А бывают жалобы покупателей на качество?
Она смутилась:
- Можно я ничего не будут рассказывать?
- Чего-то боитесь?
- Не хочу неприятностей…
- Но разве покупатель не вправе спросить, когда
приготовлен тот или иной салат? – возразил я.
- Срок реализации не превышает 12 часов.
- А если останется на утро, куда деваете?
- Стараемся делать маленькими партиями.
- То есть приноровились?
- Даже если не все продадим – не беда: спишем продукцию…
По соседству с кулинарией – хлебобулочный отдел. Выпечка
и своя, и привозная. Весьма широкий ассортимент. Пекарня за стенкой работает в
ночную смену. Батоны и булки поступают в продажу с пылу с жару. Что хорошо, то
хорошо. В прежние годы мы об этом и не мечтали, хлебобулочные изделия получали
только с государственных хлебозаводов. Кстати, выпекают в "Купце" и торты.
Ну и совсем удивил рыбный отдел: карп, карась, сырок,
толстолобик, белый амур, линь, щука, раки, осетры живые охлажденные, семга, бранзина, сибас…
Поистине купеческий размах! Представляю, каких трудов стоит поддерживать
столь богатый рыбный ассортимент. Хотел поговорить с продавцами, но они
опять-таки предпочли отмолчаться. Конечно, цены на деликатесы не по карману
большинству покупателей. Например, живые раки – 350 руб. за килограмм, карп –
130, осетр – 775 руб. Пенсионеры обходят прилавки с дорогой снедью
стороной.
- Приехали с подругой с улицы Щорса, - рассказывала
пожилая женщина Нина Алексеевна. – Набрали вот целую тележку продуктов на
неделю, чтобы не бегать по разным магазинам. Пенсия невелика – около 3000 руб.
Особо не разбежишься. Покупаем основное: хлеб, молоко, сахар, крупы, овощи.
Сейчас вот батоны подорожали, а к зиме, гляди, и цены на картошку, морковку,
свеклу, капусту поползут вверх. Туговато придется.
- На рынках-то овощи подешевле.
Почему туда не ездите?
В разговор вступила другая покупательница:
- Когда рынки были колхозными, цены не так задирали. А
ныне кругом перекупщики. Никто их не контролирует. Бывало, заготовители облпотребсоюза ежедневно наведывались в деревни. Теперь –
вольница барыгам. Заготконтор-то, считай, почти не
осталось в районах. Вот и суди, милок, куда жизнь
выправляет…
Надо отметить, Свердловская область полностью
обеспечивает себя картофелем и овощами. Помню, как сам студентом выезжал на
уборку в хозяйства Талицкого, Тугулымского,
Камышловского, Ирбитского
районов. Выращивают клубни и владельцы личных подворий. Наверное, при желании
можно было значительно увеличить закупки излишков продуктов у селян и таким
образом снизить цены на овощи. Но, видимо, до этого у заготовителей руки не
доходят, хотя с реализацией национального проекта "Развитие АПК" появились
возможности создания широкой сети закупочно-сбытовых кооперативов. Что и делают
в ряде регионов.
Обратил внимание, что в "Купце" –
только импортные фрукты: яблоки, груши, сливы, виноград, арбузы. Казалось бы, конец лета… Где наша-то витаминная продукция? В супермаркетах ее, как
правило, не бывает. Покупательница-военнослужащая, с которой довелось
побеседовать, сокрушалась:
- Вы посмотрите, какие высокие цены на импортные фрукты!
Да и выбор невелик. Купишь к праздничному столу те же яблоки и думаешь: а не
напичканы ли они "химией"? Ведь месяцами лежат и не портятся…
Неожиданно к нам подошел охранник и потребовал прекратить
интервью. На бейджике прочитал только его имя и
отчество. Фамилию свою он не назвал.
- А разве запрещено общаться покупателям? – оторопел я.
- Таковы у нас правила.
- Покажите, где сие написано.
- Повторяю: ни фотографировать, ни записывать на пленку разговоры
в магазине нельзя! – упорствовал молодой человек.
Пришлось снова идти к старшему администратору Ирине
Владимировне Матяшовой. Она извинилась за
некорректное поведение охранника, но неприятный осадок от посещения торгового
центра все-таки остался. И подумалось: "Вот ведь и времена-то совсем другие, а
психология торговых работников все та же: скрытная, недоброжелательная,
подозрительная. Как будто чего-то опасаются. От кого это исходит? Кто так
настропалил продавцов? Если уж говорить о правилах торговли, то в любом
магазине просто обязаны показать сертификат на товар, дать ту или иную
консультацию, перевесить расфасованные продукты, коль это вызвало подозрение у
покупателя. Разве об этом не знают в екатеринбургском "Купце"? Наверняка знают,
но боятся "раскрыться"…
Журналистское любопытство толкало меня заглянуть в
холодильные камеры, склады, подсобки, расспросить о товародвижении, работе
лифтов, системе контроля за качеством поступающих
товаров. Но, к сожалению, сделать это не удалось. Не разрешили. 35 лет назад,
будучи членом государственной комиссии по приемке
магазина "Универсам" в эксплуатацию (а контролировал пуск объекта бывший первый
секретарь Свердловского обкома КПСС Яков Петрович Рябов), я в течение двух
месяцев отказывался поставить свою подпись под актом готовности предприятия.
Очень уж много было недоделок. Все воспринималось в новинку: и выносные
холодильные прилавки, и электронные весы, и разделочные пилы, и упаковочные
аппараты, и телевизионная система слежения за торговым залом… Мы как бы
прокладывали дорогу в будущее. Метод самообслуживания довольно скоро прижился
повсеместно. Большинству покупателей пришлась по душе новая форма торговли. И
не так уж велики были издержки от кражи товаров – вполне укладывались в те
0,04% от товарооборота, которые давались на забывчивость покупателей. А к чему
пришли? Снова отгородились от людей прилавками. Закупаем торговое оборудование
зачастую по импорту. Да и с квалификацией продавцов не все ладно.
… С двояким чувством покидал я родной магазин: хороший магазин,
но почему опасаются корреспондента? "Купец" – на виду, как бы лицо города. И
пусть это частное предприятие, но контроль-то за его деятельностью нельзя
ослаблять. Что тогда говорить о мелких торговых заведениях! Перечеркнуть все
хорошее старое, что было в советской торговле, совсем не значит идти в ногу со
временем…
Александр АРЦИБАШЕВ,
специальный корреспондент "Торговой газеты".
Екатеринбург