Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Торговая газета

  номер 31-32(400-401) от 18.04.2007 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


ПО МАТЕРИАЛАМ АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ

Платит не горбатый, а виноватый

Как известно, железнодорожный транспорт является субъектом естественных монополий. И хотя условия перевозок по железной дороге определяются соглашением сторон (договором), плата за перевозку осуществляется на основании тарифов в порядке, предусмотренном Уставом железных дорог Российской Федерации. Так что знание и соблюдение требований Устава, а также норм Гражданского кодекса РФ (глава 40 "Перевозка") для грузоотправителей и грузополучателей, среди которых немало предприятий торговли, обязательны, чтобы при случае не просчитаться.

Иск прокурора

Арбитражно-процессуальный кодекс РФ наделил прокурора правом (ст. 41) обращаться в арбитражный суд с иском в защиту государственных и общественных интересов. Прокурор, предъявивший исковое заявление, несет обязанности и пользуется правами истца, кроме права на заключение мирового соглашения.

Прокурор транспортной прокуратуры в интересах отделения железной дороги обратился в арбитражный суд Московской области с иском к торгово-инвестиционной компании о взыскании 151 тыс. руб. за невыполнение согласованного объема перевозок жидкой серы.

Решением суда в иске отказано со ссылкой на выполнение компанией объемов перевозок, а также на конвенционный запрет Министерства путей сообщения РФ на отгрузку в период с 16 по 20 мая 1995 г.

Апелляционная инстанция решение арбитражного суда оставила в силе.

В дело вступила "тяжелая артиллерия" – заместитель Генерального прокурора РФ, который в порядке надзора (глава 22 АПК РФ) внес протест и направил его вместе с делом в Президиум Высшего арбитражного суда РФ.

Президиум ВАС РФ удовлетворил протест об отмене названных судебных актов и удовлетворении иска по следующим основаниям.

Между компанией и Управлением железной дороги был согласован объем перевозок комовой и жидкой серы на ст. Воскресенск Московской ж.д. В соответствии со ст. 18 Устава ж.д. выполнение согласованного объема перевозок учитывается в учетной карточке. Она составляется на основании данных о выполнении объема перевозок и подписывается начальником станции и грузоотправителем по окончании каждых погрузочных суток. По данным учетной карточки объем перевозок жидкой серы компанией не выполнен. В деле имеются письма ответчика на имя начальника станции, в которых он отказывается от погрузки в связи с отсутствием груза. Учетная карточка подписана компанией без возражений.

В соответствии с Уставом ж.д. компании за невыполнение объема перевозок начислен штраф. Причем штраф снижен на треть, так как грузоотправитель предупреждал станцию о невозможности отгрузки. Значит, требование о взыскании штрафа является обоснованным.

Что касается ссылки в решении на конвенционный запрет на погрузку в период с 16 по 20 мая, то она является необоснованной. Из телеграммы МПС РФ усматривается, что в указанный период не было запрета на погрузку серы назначением на Московскую ж.д. Кроме того из учетной карточки видно, что компания не отгружала продукцию в течение всего мая, а не только в названный период.

Таким образом, все судебные акты по делу являются необоснованными и подлежат отмене, а иск прокурора – удовлетворению, постановил Президиум ВАС РФ 22 июля 1997 года.

Ошибка в расчетах

Акционерное общество "Поликар" предъявило к отделению железной дороги иск о взыскании 3,3 тыс. руб. за невыполнение плана перевозок цемента в декабре 1997 г. Арбитражный суд в удовлетворении иска отказал, поскольку из учетной карточки выполнения плана перевозок усмотрел, что железная дорога начислила на АО штраф в сумме 3,8 тыс. руб. Доказательств уплаты этого штрафа истец не представил и реальных убытков не понес.

Апелляционная инстанция решение суда первой инстанции оставила без изменения. Она исходила из того, что акционерное общество, оспаривая данные учетной карточки, ссылается на акт сверки расчетов за невыполнение плана перевозок, составленного начальником станции и юрисконсультом АО, не имевшими на это, по Уставу ж.д., полномочий. И поэтому, мол, данный акт не может служить основанием для взыскания штрафа с отделения дороги.

Настоящее дело привлекло внимание заместителя председателя Высшего арбитражного суда РФ, который внес протест в порядке надзора. Президиум ВАС РФ удовлетворил протест об изменении решения и постановления судов и частичном удовлетворении иска в сумме 310 руб.

В протесте отмечалось, что, судя по материалам дела, причиной невыполнения плана перевозок в первой и второй декадах 1997 года стала подача железной дорогой негодных под погрузку цемента вагонов. За невыполнение плана в этих декадах железная дорога должна уплатить грузоотправителю штраф в сумме 587 руб. за вычетом причитающегося дороге с грузоотправителя штрафа за невыполнение плана по дорогам назначения в сумме 276 руб.

В третьей декаде декабря при плане 220 вагонов железная дорога подала под погрузку 266 вагонов. Грузоотправитель все поданные дорогой вагоны в этой декаде погрузил, но дорога не указала в учетной карточке количество фактически погруженных отправителем вагонов с 21 по 24 декабря в связи с неуплатой им штрафа за перевозку груза.

Что за этим следует? По Уставу ж.д. железная дорога должна нести ответственность за недостачу вагонов для выполнения плана перевозок, а грузоотправитель – за использование поданных вагонов.

Поэтому, решил Президиум ВАС РФ, требования грузоотправителя к железной дороге, а равно и дороги - к отправителю, об уплате штрафа за невыполнение плана перевозок в третьей декаде декабря являются необоснованными.

Недочет при подсчете

Автомобильный транспорт к естественным монополиям (даже когда транспортные услуги предоставляют коммерческие организации) не относится. Провозная плата за перевозку грузов определяется соглашением сторон – грузоотправителя и перевозчика – по нормам Гражданского кодекса РФ. Здесь пойдет речь об ответственности автотранспортного предприятия за неправомерное пользование средствами контрагента.

Торговая фирма "Урожай" обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с предприятия 972 тыс. руб. процентов за пользование чужими средствами. В судебном заседании она уменьшила исковые требования в части процентов до 797,5 тыс. руб. Суд удовлетворил иск с учетом уменьшения истцом размера исковых требований.

Апелляционная инстанция  и Федеральный арбитражный суд Московского округа решение суда оставили без изменения.

В протесте председателя ВАС РФ предложено состоявшиеся решения изменить: взыскать с автотранспортного предприятия 13,6 тыс. руб. процентов. В остальной части иска - отказать.

Президиум ВАС РФ протест удовлетворил по таким основаниям. Фирма и предприятие заключили договор на перевозку грунта автомобильным транспортом на строящиеся объекты. Взаимоотношения сторон по этому договору регулируются Уставом автомобильного транспорта РФ. Согласно ст. 168 Устава на удовлетворенные денежные требования начисляются 3% годовых, причем со дня письменного требования автотранспортной организации об уплате.

Материалы дела говорят о другом. Проценты за пользование чужими денежными средствами начислены фирмой и взысканы арбитражным судом на основании ст. 395 ГК РФ в размере учетной ставки банковского процента.

Между тем в самой ст. 395 ГК РФ указано, что правила этой статьи применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором. Поскольку Устав АТ предусмотрел иной размер процентов за пользование чужими денежными средствами, чем ст. 395 ГК РФ, правила этой статьи применяться не могут. Поэтому взыскание процентов с предприятия за пользование денежными средствами фирмы, исходя из учетной ставки банковского процента, следует также признать необоснованным.

Иван ГОРДИЕНКО, юрист.




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 17.07.2020
    USD71,2310+0,4312
    EUR81,2318+0,3926
    E/U1,1404-0,0014
    БВК75,7314+0,4138
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Российский деловой портал «Альянс Медиа»
     · Бизнес России
    Бизнес-образование
     · Бизнес-план
     · БИНФО
     · Благотворительность
     · Бухгалтерский учет
     · Вся Россия
     · ВЭД
    Госзаказ
     · Дистанционный консалтинг
     · ЖКХ
     · Законы
     · Зоокластер
     · Инвестиции
     · Инновации
     · Исследования
    Исторические документы
     · ИТ и связь
     · Кино
     · Кластер инноваций
     · Кластерное развитие
     · Коммерческие предложения
    Легпром
     · Маркетинг
     · Мероприятия
     · Молодежь
     · Наука
     · Недвижимость
     · Охрана труда
     · Размещение пресс-релизов
    Пресса
     · Продукция и услуги
     · Работа
     · Рассылки
     · Реклама и PR
     · Ремесленничество
     · Рестораны
     · Русский язык
    Система ММЦ
     · Словарь
     · Социальное общество
     · Спорт
     · Стиль Мода Дизайн
     · Субконтрактация
    ТВ - Первый канал бизнеса
     · Тесты
     · Транспорт
     · Финансовые рынки
     · Экология
    Адыгея
     · Алтай
     · Амурская область
     · Архангельск
     · Астрахань
     · Башкортостан
     · Белгород
     · Брянск
     · Бурятия
    Владимир
     · Волгоград
     · Вологда
     · Воронеж
     · Дагестан
     · Еврейская АО
     · Забайкальский край
     · Иваново
     · Ингушетия
    Иркутск
     · Кабардино-Балкария
     · Калининград
     · Калмыкия
     · Калуга
     · Камчатка
     · Карачаево-Черкессия
     · Карелия
    Кемерово
     · Киров
     · Коми
     · Кострома
     · Краснодар
     · Красноярск
     · Курган
     · Курск
     · Ленинградская область
    Липецк
     · Магадан
     · Марий Эл
     · Мордовия
     · Москва
     · Московская область
     · Мурманск
     · Ненецкий АО
    Нижний Новгород
     · Новгород
     · Новосибирск
     · Омск
     · Орел
     · Оренбург
     · Осетия
     · Пенза
     · Пермь
     · Приморье
    Псков
     · Республика Алтай
     · Республика Крым
     · Ростов-на-Дону
     · Рязань
     · Самара
     · Санкт-Петербург
     · Саратов
    Сахалин
     · Свердловская область
     · Севастополь
     · Смоленск
     · Ставрополь
     · Тамбов
     · Татарстан
     · Тверь
     · Томск
    Тула
     · Тыва
     · Тюмень
     · Удмуртия
     · Ульяновск
     · Хабаровск
     · Хакасия
     · ХМАО-Югра
     · Челябинск
     · Чечня
    Чувашия
     · Чукотка
     · Якутия
     · Ямало-Ненецкий АО
     · Ярославль
    Дальневосточный ФО
     · Приволжский ФО
     · Северо-Западный ФО
     · Северо-Кавказский ФО
     · Сибирский ФО
     · Уральский ФО
    Центральный ФО
     · Южный ФО
    Австралия
     · Австрия
     · Азербайджан
     · Аргентина
     · Армения
     · АТЭС
     · Белоруссия
     · Бельгия
     · Болгария
     · Бразилия
    Великобритания
     · Венгрия
     · Вьетнам
     · Германия
     · Греция
     · Грузия
     · Дания
     · ЕАЭС
     · Египет
     · Израиль
     · Индия
    Ирландия
     · Испания
     · Италия
     · Казахстан
     · Канада
     · Кипр
     · Киргизия
     · Китай
     · Куба
     · Латвия
     · Литва
    Молдавия
     · Монголия
     · Нидерланды
     · Норвегия
     · Польша
     · Португалия
     · Румыния
     · Сербия
     · Словакия
     · Словения
    СНГ
     · Таджикистан
     · Тайвань
     · Туркмения
     · Турция
     · Узбекистан
     · Украина
     · Финляндия
     · Франция
     · Хорватия
    Черногория
     · Чехия
     · Швейцария
     · Швеция
     · Эстония
     · Южная Корея
     · Япония
    2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности