Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Торговая газета

  номер 75-76(171-172) от 18.10.2004 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


МАЛЫЙ БИЗНЕС САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ - ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Самарская область на протяжении последних лет занимает ведущие позиции в развитии малого бизнеса не только в Приволжском федеральном округе, но и по России в целом. Во многом это стало возможным благодаря целенаправленной политике местных властей. Губернатор области Константин Титов всегда подчеркивает, что именно от уровня развития малого предпринимательства зависят благополучие и социальная устойчивость региона в целом.

Малый бизнес выстоит в любую инфляцию

Прогнозы аналитиков говорят о том, что область сохранит свои лидирующие позиции в течение ближайших лет.

Сегодня в Самарской области насчитывается более 30 тысяч малых предприятий, удельный вес которых составляет 48% от всех коммерческих фирм региона.

В начале 90-х годов, когда законодательная база по предпринимательству практически отсутствовала, а инфляция достигала 250%, многие предприятия просто разорялись. Основной задачей государства тогда был поиск рабочих мест для тех, кто остался без работы. Одним из наиболее перспективных путей решения проблемы стала поддержка развития предпринимательства.

Со временем появились необходимые законы, снизилась инфляция - малый бизнес начал набирать обороты.

Но несмотря на видимые успехи, ряд проблем решался и решается недостаточно оперативно. Вот только несколько краеугольных камней: постоянно меняющееся налоговое законодательство, все возрастающие требования контролирующих и разрешительных органов, отсутствие необходимой предпринимателям информации. Хотя следует отметить, что последствия финансового кризиса 1998 года были не столь разрушительны для малого бизнеса, как для крупного. В Самарском регионе, благодаря политике правительства, появление многих новых промышленных МП явилось следствием намеренного “внедрения” их в производственный процесс крупного бизнеса.

Основные усилия руководства губернии тогда были сосредоточены не столько на увеличении ВВП, сколько на социально-экономических преобразованиях общества. Одна из главных задач, поставленная перед МП, - создание новых рабочих мест. Темп их прироста за период с 1999 по 2003 годы составил около 37%. Снижение занятости было зафиксировано лишь в 2001 году, когда 11 тысяч работников малых предприятий остались без работы. Но уже в следующем году малые предприятия предоставили более 57 тысяч новых рабочих мест. Увеличение численности работающих в 2003 году произошло уже за счет предприятий сельскохозяйственной отрасли (87,7%) и промышленности (50,7%). При этом численность работающих в сельхозпредприятиях увеличилась в среднем на 8 человек, а в промышленности - на 6. Такое значительное изменение, особенно в сельском хозяйстве, во многом связано с усилиями по интенсификации деятельности в этой отрасли.

У каждого частника - 4 “секретных” работника

По утверждению руководителя департамента поддержки предпринимательства Самарской области Юрия Копытина, на данный момент общая динамика развития малого бизнеса в области выглядит следующим образом: в период с 1999 по 2002 годы количество субъектов малого предпринимательства увеличилось с 114,1 тыс. до 131,4 тыс. (в среднем на 5% в год). Увеличение происходило в основном за счет роста числа индивидуальных предпринимателей. Основная доля приходится на торговлю и общественное питание, строительство и промышленность - около 80%. За 9 месяцев 2002 года в сфере малого бизнеса Самарской области с учетом индивидуальных предпринимателей было занято 338,7 тысяч человек, что составляет 27% от всех занятых в экономике области. Однако численность работников малых предприятий гораздо больше, так как у каждого частника, по оценкам аналитиков, работают в среднем еще 3-4 незаявленных сотрудника. С учетом этого можно предположить, что общее число занятых в сфере малого бизнеса за 9 месяцев 2002 года составляло 60% от всех занятых в экономике области.

По данным органов государственной статистики, выпуск товаров и услуг участниками малого бизнеса по всем видам деятельности и фактических ценах (без НДС и акцизов) за 9 месяцев 2002 года составил 26,3 миллиарда рублей - 10,4% от общего объема продукции, произведенной всеми предприятиями области. По сравнению с аналогичным периодом 2001 года (с учетом инфляции), рост составил 33%.

Малый бизнес - на село

Система поддержки малого предпринимательства, сформированная в Самарской области, базируется на нормах федерального и областного законодательства и реализуется через механизм бюджетных (областных и муниципальных) целевых программ, средств финансовых институтов, предпринимателей, грантов иностранных партнеров. Реализацией этих программ занимаются как государственные и муниципальные органы поддержки предпринимательства, так и негосударственные организации.

В настоящее время на территории области работают 26 муниципальных центров развития, ассоциация поддержки малого предпринимательства северных территорий “Развитие”, в которую входят 7 районов, межмуниципальный фонд, венчурный фонд поддержки малых предприятий в научно-технической сфере, фонд поддержки малых предприятий - производителей промышленной продукции.

В январе этого года разработана и утверждена целевая программа “Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства Самарской области на 2004-2010 годы”. Вот только несколько из задач этой программы: создание эффективной системы обучения предпринимателей, формирование новых механизмов предоставления гарантий по возврату займов при микрокредитовании, создание условий для распространения лизинга, рабочих мест на малых предприятиях для представителей социально незащищенных слоев населения, выпускников средних специальных учебных заведений, а также развитие малого предпринимательства в удаленных сельских районах и на “депрессивных” территориях.

Общий объем финансирования программы - 328480 тысяч рублей, в том числе в 2004 году - 32 тысячи рублей. Финансирование программы полностью осуществляется из средств областного бюджета.

Сегодня на территории региона действует ряд международных программ. Среди них - представительство ФРГ “ТРАНС-ФОРМ”, осуществляемое в рамках проекта “Содействие малым и средним предприятиям Самарской области”. Исполнитель проекта - немецкая фирма "Gopa Consultants". Цели и задачи этого проекта - консультирование специалистов малых предприятий и предпринимателей, которые уже имеют опыт работы, для роста их производительности и конкурентоспособности: повышении квалификации и развития существующей в городах и районах инфраструктуры поддержки малого бизнеса, организации обмена прогрессивным опытом использования инструментов и методов стимулирования развития экономики, содействие процессу установления контактов между российскими и немецкими фирмами в вопросах производственной кооперации. В рамках данной программы для основателей своего дела были проведены курсы, которые помогли возникнуть новым малым предприятиям, и многих из них консультанты проекта сопровождали на пути их развития.

Конечно, до сих пор существующая в области схема поддержки малого предпринимательства требует развития комплексных направлений финансово-имущественной поддержки, особенно тех предприятий, которые работают в приоритетных для экономики области отраслях.

Практическим решением этой задачи является создание системы бизнес-инкубаторов, технопарков и промзон малого бизнеса. Дело в том, что тот же бизнес-инкубатор позволяет не только консультировать начинающих бизнесменов, но и проводить реальное обучение на предприятии самого предпринимателя, контролируя его, вовремя исправляя ошибки.

Немного статистики. Вот только некоторые показатели по городам региона: в Самаре 14,7 малых предприятий на 1 тысячу населения, в Новокуйбышевске - 11,7, в Тольятти - 9,5, в Похвистнево - 7,3, в Сызрани - 7,1. Важно отметить, что в Похвистнево толчком к росту количества малых предприятий послужило именно открытие бизнес-инкубатора. После его создания количество малых предприятий здесь увеличилось в 1,2 раза.

Самарская область международными рейтинговыми и аналитическими агентствами признана одним из лучших инвестиционно привлекательных регионов России. Действительно, здесь сегодня созданы все условия для развития бизнеса. И не только малого. Когда речь заходит о взаимодействии органов власти и бизнеса, данный регион может служить примером для всех. Ведь не случайно и руководители области придерживаются политики, которую в нескольких словах можно определить так: “Было бы желание работать, а за помощью дело не станет!”. С таким отношением власти к проблемам предпринимательства можно смело надеяться на то, что будущее у самарских бизнесменов есть. Но какое оно? Об этом за “круглым столом” размышляют гости “ТГ”.

Вячеслав СЮЛЯРГИН, наш соб. корр.

Алексей АНФИМОВ, начальник отдела кредитования малого бизнеса ОАО “Внешторгбанк”, филиал в г. Самаре:

Деньги на развитие дадут в банке

Государственная поддержка малому бизнесу, конечно, нужна, и ее основные меры должны быть направлены на улучшение условий функционирования частного бизнеса, а также инвестиционного климата. Первоочередными мерами являются “дерегулирование” и “дебюрократизация”, улучшение условий свободной конкуренции. Целью государственной политики поддержки малого предпринимательства определено создание благоприятных условий для его развития, особенно в тех направлениях, которые дают максимальный социально-экономический эффект. Вклад малого бизнеса в развитие экономики на сегодняшний день оценивается на уровне 15-20%, в зарубежных странах этот показатель намного выше, этим и объясняется вложение в эту отрасль экономики значительных средств. Кроме этого малый бизнес решает не только экономические задачи, но велика роль малого бизнеса в решении социальных задач, таких, как снижение уровня безработицы.

Сегодня обсуждаются варианты нового закона. Старый не будет отменяться, и принято решение о разработке нового. В настоящее время в ТПП РФ образована рабочая группа по разработке концепции проекта федерального закона “О государственной политике по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации”, последнее заседание прошло 28 августа 2004 г. В рамках нового проекта закона планируется уточнить критерии определения субъектов малого предпринимательства, взяв за основу показатели среднесписочной численности работников малых предприятий. Существующий Закон № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” будет действовать до принятия нового.

Считаю, что комплекс мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства должен включать в себя в первую очередь мероприятия по нормативному правовому регулированию малого предпринимательства, финансово-кредитной и имущественной поддержке, а также по развитию инфраструктуры поддержки предпринимательства.

Прямое финансирование предпринимателей из бюджетов разного уровня является самой неэффективной мерой, и сегодня в рамках региональных программ поддержки МП такого мероприятия нет почти ни у кого. Государственная политика поддержки малого предпринимательства должна быть направлена на создание условий для развития малого бизнеса, а не на прямое финансирование. Финансированием должны заниматься финансовые структуры - что мы, как филиал “Внешторгбанка” по г. Самаре, и делаем, реализуя программу кредитования малого бизнеса “Внешторгбанка”.

Организация взаимодействия между бизнесом и властью - задача не банка, а структур поддержки предпринимательства и общественных объединений. Но в любом случае взаимодействие между бизнесом и властью должно быть равным и выгодным для обеих сторон. Власть должна создать для бизнеса открытые условия для развития, исходя из принципа сокращения государственного необоснованного вмешательства, а бизнес, в свою очередь, - стремиться содействовать росту экономики и решению социально-экономических задач Российской Федерации. С 1 июля 2004 г. “Внешторгбанк” приступил к реализации программы кредитования малого бизнеса. В головном офисе банка создано новое управление по кредитованию малого бизнеса, а в филиалах и дополнительных офисах - отделы кредитования малого бизнеса, формируемые из специалистов, прошедших специальное обучение. Филиал банка в Самаре готовит соглашение о реализации данной программы с администрацией области, используя созданную в области и эффективно функционирующую систему поддержки малого бизнеса. Специалисты филиала “Внешторгбанка” активно принимают участие во всех мероприятиях относящихся к малому бизнесу. Проводят разъяснительную работу не только на рабочих местах, но и при необходимости выезжают к потенциальным клиентам на место нахождения бизнеса. Активно приглашают к сотрудничеству с помощью средств Интернета, телефона.

Самара

В.Анисатов, директор Центра поддержки МБ г. Новокуйбышевска:

80 процентов занятых работают в малом бизнесе

Государство должно быть кровно заинтересовано в поддержке малого бизнеса. Малый бизнес решает многие социально-экономические вопросы развития общества. Есть некоторые показатели развития малого бизнеса, которые четко и понятно характеризуют свою значимость, например в г. Новокуйбышевске.

27% - доля занятых в малом бизнесе от трудоспособного населения города.

17% - доля налоговых поступлений от малого бизнеса в бюджет.

30% - доля объема выполненных работ, услуг малого бизнеса.

Несмотря на то, что малый бизнес сегодня занял свою нишу в экономике страны, он по-прежнему остается мало защищенным. Государство должно постоянно думать и создавать понятные “правила игры” для малого бизнеса. На уровне государства, субъектов и местных властей должны обязательно работать программы развития малого бизнеса, государственные и частные структуры, которые профессионально занимаются развитием малого бизнеса.

За рубежом все развитые страны вкладывают огромные средства в развитие этого сектора и получают здесь огромные дивиденды. Уровень экономических показателей развития малого бизнеса за рубежом намного превышает наши показатели. Как правило, доля малого бизнеса в ВВП - 70-80%, и доля занятых в малом бизнесе примерно такая же.

Давно уже назрела необходимость принятия нового закона о государственной поддержке малого бизнеса. Старый во многом не отражает новых условий развития малого бизнеса.

Но просто отменять старый закон нельзя, до принятия нового, иначе образуется правовой вакуум, что чревато для малого бизнеса всей России.

Считаю, что государственная поддержка должна осуществляться на всех уровнях - от федерального до местного. Все налоги от малого бизнеса должны оставаться на местах, тогда и местная власть будет заинтересована развивать малый бизнес. В качестве примера хотел бы привести город Новокуйбышевск. Здесь администрация уделяет большое внимание развитию малого бизнеса. С 1996 года на территории города работают муниципальные программы развития малого бизнеса. Ежегодно выделяются муниципальные средства на развитие малого бизнеса. Так, в 2004 году выделено 2,5 миллиона рублей. В городе создан муниципальный центр развития малого бизнеса, который оказывает следующие услуги:

- оказание бесплатных юридических консультаций предпринимателям и юридическим лицам по различным вопросам, касающихся малого бизнеса;

- подготовка учредительных документов для регистрации предприятий;

- составление договоров гражданско-правового характера;

- проведение обучающих семинаров для начинающих предпринимателей;

- предпринимателям и юридическим лицам на развитие бизнеса выдаются займы из муниципального фонда, при соблюдении всех условий выдачи займов;

- организует выставки и помогает участвовать в них представителям малого бизнеса.

Ежемесячно выходит приложение к городской газете “Малый бизнес”, где постоянно рассказывается о лучших предпринимателях города, а также об изменениях в законодательной базе РФ.

Параллельно действуют несколько иностранных программ по развитию малого бизнеса, и ежегодно привлекается более 10 миллионов рублей средств иностранных партнеров. 20 предпринимателей города прошли стажировку в США. У предпринимателей Новокуйбышевска есть возможность приглашать иностранных консультантов. Восемь представителей малого бизнеса США приезжали для оказания помощи предпринимателям города.

В 2003 году трое предпринимателей были избраны депутатами городского совета, которые начали очень активно работать. Поэтому появилась возможность решать вопросы развития малого бизнеса на местном законодательном уровне.

В городе работает Совет предпринимателей, который осуществляет связь предпринимателей с органами власти. Поэтому государственная поддержка малого бизнеса должна в большей степени проводится на местном законодательном уровне.

 

Юрий КОПЫТИН, руководитель Департамента развития предпринимательства Самарской области:

Социальные проблемы власть решает через малый бизнес

Сегодня весь цивилизованный мир идет по пути интенсификации всех производственных процессов. И не секрет, что выработка одного работника за счет применения новой техники и технологии резко возрастает, следовательно, идет высвобождение огромного количества работоспособного населения. Для их дальнейшего трудоустройства во всем мире используется такой высокоэффективный инструмент, как малый бизнес. Поэтому не случайно, что многие государства на развитие этой важнейшей отрасли экономики выделяют немалые средства. Все мы знаем, что проблема занятости населения является одной из острейших. И не только для России. Так что вопрос государственной поддержки малого бизнеса и предпринимательства несет в себе еще и социальную направленность, а решение социальных проблем - прямая обязанность государства. Да, за счет малого бизнеса государство пытается решить сразу две задачи - занятость и пополнение бюджета. Причем для наших властей последнее становится более приоритетной задачей. И это притом, что на ее выполнение Правительство РФ средств не выделяет, рассчитывая на муниципальные и региональные бюджеты, а также на внутренние ресурсы самих предпринимателей. В зависимости от того, какой страной мы себя будем считать (цивилизованной или нет), будет зависеть эффективность господдержки предпринимательства. Но уже сейчас можно с точностью сказать, что если такая помощь будет заключаться только в прямом финансировании предпринимателей из бюджетов различных уровней, то это путь тупиковый. Основная задача государства - создать условия для развития предпринимательства. Это должны быть благоприятные условия и в плане законодательства, и в плане кредитования. И как можно меньше чиновничьего надзора…

Радует, что принято решение о разработке дополнительного закона о малом предпринимательстве, который депутаты обещают принять в нынешнем году. Я думаю, что с его принятием сфера возможностей у предпринимателей станет шире. А государственная поддержка должна заключаться в организации начального обучения предпринимателей, обеспечении доступа начинающих бизнесменов к информационным ресурсам, причем на льготных условиях. Для того чтобы активизировать этот процесс, в Самарской области принята целевая программа “Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства на 2004-2010 годы”. В ней предусмотрены предоставление субсидий организациям, оказывающим консультационные услуги малым предприятиям, на компенсацию части затрат на выполнение работ по консультативному обслуживанию малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Государство, я считаю, также должно обеспечить защиту предпринимателей от недобросовестных чиновников, приводить в порядок нормативные акты с учетом реалий настоящего времени, организовать систему доступа начинающих предпринимателей и малых предприятий к финансовым и материальным ресурсам на существующем рынке. Было бы неплохо, если бы предприниматели сами объединялись в сообщества и вырабатывали свои инициативы. Мы же понимаем, что государство не само занимается торговлей, общественным питанием, услугами. Имеется ряд функций, которые может решить только власть, - и она обязана это делать. Но и сами представители бизнеса не должны в данном случае сидеть сложа руки. В Самарской области сегодня действуют Торгово-промышленная палата, общественное движение “Развитие предпринимательства”, объединяющая 2500 субъектов малого предпринимательства, самарское региональное отделение общероссийской организации малого и среднего бизнеса “ОПОРА России”. Безусловно, они объединяют часть предпринимателей, тем не менее очень важен процесс создания предпринимательских объединений и союзов на местах. В этом случае проще решается проблема установления диалога предпринимателей с властью. Власть и коммерческие организации должны работать совместно на единый результат. В первую очередь, и это, наверное, главная задача, - на повышение уровня благосостояния нашей страны. Каждый при этом выполняет свои функции, но дополняя друг друга.

Светлана Шамшина, начальник управления предпринимательства мэрии г. Тольятти:

Малый бизнес принципиально отличается от крупного.

По-моему, только в России до сих пор спорят, нужна ли государственная поддержка малому бизнесу. В других странах ему просто помогают, так как это - социальная программа развития территории. И давно выработаны направления этой поддержки. Во всем мире это прежде всего информационная обеспеченность населения обо всех законодательных актах, регулирующих отношения в сфере развития и ведения бизнеса. Во-вторых, это-вовлечение населения в предпринимательскую деятельность. Хочу отметить, что на сегодняшний день в Тольятти число предпринимателей без образования юридического лица составляет 33 тыс. человек, каждый из которых в среднем имеет 4 человека в найме. Численность занятых на малых предприятиях - около 190000 человек. Получается, что в малом бизнесе в городе занято больше, чем на самом крупном заводе - ВАЗе. С учетом индивидуальных предпринимателей количество малых предприятий приходящихся на 1000 жителей составляет 53,5, что соответствует уровню этого показателя за рубежом. Я уверена, что при должной господдержке малого и среднего бизнеса эта цифра могла быть куда более значительней.

Власти без лишнего шума выделяют средства на такие программы, как обучение основам бизнеса, учат открывать собственное дело, финансируют реабилитацию женщин после родового отпуска и отпуска по уходу за ребенком в рыночную экономику, оплачивают переобучение военнослужащих, вышедших в отставку, основам организации бизнеса. Такая программа в г. Тольятти сегодня реализуется за счет федеральных средств через центр “Жигули”.

Малый бизнес принципиально отличается от крупного и среднего. У него, как правило, не сформирован капитал, он не имеет залога для банковского кредита (только 1,5% МП пользуются банковскими кредитами), нет собственных площадей. Но он создает рабочие места, выполняя социальную функцию, он отчисляет денежные средства в бюджеты всех уровней. Для малых предприятий, индивидуальных предпринимателей необходимы специальные условия поддержки. В первую очередь надо решать вопросы административных барьеров - предпринимателям с каждым годом все труднее открывать и развивать собственный бизнес. Только объединившись, предприниматели могут решить многие вопросы. Нами разработана программа по обучению предпринимателей через общественные организации. Проводятся всевозможные конкурсы. Так, в 2004 г. прошел конкурс “Кулибины в Тольятти”, направленный на поток инноваций и возможность внедрения их в производство. Инновационный бизнес одновременно и самый рентабельный, и самый рискованный. Обычно из 1000 идей до стадии товара доходит не больше 10. Стимул для инвесторов - высокий процент прибыли в случае успеха. Цель акции - показать, что в городе есть и изобретатели, и идеи, и новые технологии. И город заинтересован в развитии новых высокотехнологичных предприятий. Радует, что в последнее время в городе намечается тенденция к объединению предпринимателей. Как только появляется необходимость защищать свои интересы - будь то адвокаты, риэлторы, автоперевозчики, аудиторы - появляются объединения предпринимателей по отраслям. В Тольятти также созданы общественные организации предпринимателей - некоммерческое партнерство “Деловой центр развития предпринимательства”, объединение предпринимателей Комсомольского района, объединение предпринимателей Автозаводского района, в городе более 10 лет работает Тольяттинская промышленная палата, в 2003 г. создана Ремесленная палата, есть самарское отделение Движения развития предпринимательства, Тольяттинское отделение опоры РФ. Тенденции объединения свидетельствуют о том, что людям просто необходимы цивилизованные условия для работы, в том числе и всемерная поддержка.

 




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 21.03.2020
    USD78,0443-2,1127
    EUR84,1552-3,1117
    E/U1,0783-0,0104
    БВК80,7942-2,5623
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Российский деловой портал «Альянс Медиа»
     · Бизнес России
    Бизнес-образование
     · Бизнес-план
     · БИНФО
     · Благотворительность
     · Бухгалтерский учет
     · Вся Россия
     · ВЭД
    Госзаказ
     · Дистанционный консалтинг
     · ЖКХ
     · Законы
     · Зоокластер
     · Инвестиции
     · Инновации
     · Исследования
    Исторические документы
     · ИТ и связь
     · Кино
     · Кластер инноваций
     · Кластерное развитие
     · Коммерческие предложения
    Легпром
     · Маркетинг
     · Мероприятия
     · Молодежь
     · Наука
     · Недвижимость
     · Охрана труда
     · Размещение пресс-релизов
    Пресса
     · Продукция и услуги
     · Работа
     · Рассылки
     · Реклама и PR
     · Ремесленничество
     · Рестораны
     · Русский язык
    Система ММЦ
     · Словарь
     · Социальное общество
     · Спорт
     · Стиль Мода Дизайн
     · Субконтрактация
    ТВ - Первый канал бизнеса
     · Тесты
     · Транспорт
     · Финансовые рынки
     · Экология
    Адыгея
     · Алтай
     · Амурская область
     · Архангельск
     · Астрахань
     · Башкортостан
     · Белгород
     · Брянск
     · Бурятия
    Владимир
     · Волгоград
     · Вологда
     · Воронеж
     · Дагестан
     · Еврейская АО
     · Забайкальский край
     · Иваново
     · Ингушетия
    Иркутск
     · Кабардино-Балкария
     · Калининград
     · Калмыкия
     · Калуга
     · Камчатка
     · Карачаево-Черкессия
     · Карелия
    Кемерово
     · Киров
     · Коми
     · Кострома
     · Краснодар
     · Красноярск
     · Курган
     · Курск
     · Ленинградская область
    Липецк
     · Магадан
     · Марий Эл
     · Мордовия
     · Москва
     · Московская область
     · Мурманск
     · Ненецкий АО
    Нижний Новгород
     · Новгород
     · Новосибирск
     · Омск
     · Орел
     · Оренбург
     · Осетия
     · Пенза
     · Пермь
     · Приморье
    Псков
     · Республика Алтай
     · Республика Крым
     · Ростов-на-Дону
     · Рязань
     · Самара
     · Санкт-Петербург
     · Саратов
    Сахалин
     · Свердловская область
     · Севастополь
     · Смоленск
     · Ставрополь
     · Тамбов
     · Татарстан
     · Тверь
     · Томск
    Тула
     · Тыва
     · Тюмень
     · Удмуртия
     · Ульяновск
     · Хабаровск
     · Хакасия
     · ХМАО-Югра
     · Челябинск
     · Чечня
    Чувашия
     · Чукотка
     · Якутия
     · Ямало-Ненецкий АО
     · Ярославль
    Дальневосточный ФО
     · Приволжский ФО
     · Северо-Западный ФО
     · Северо-Кавказский ФО
     · Сибирский ФО
     · Уральский ФО
    Центральный ФО
     · Южный ФО
    Австралия
     · Австрия
     · Азербайджан
     · Аргентина
     · Армения
     · АТЭС
     · Белоруссия
     · Бельгия
     · Болгария
     · Бразилия
    Великобритания
     · Венгрия
     · Вьетнам
     · Германия
     · Греция
     · Грузия
     · Дания
     · ЕАЭС
     · Египет
     · Израиль
     · Индия
    Ирландия
     · Испания
     · Италия
     · Казахстан
     · Канада
     · Кипр
     · Киргизия
     · Китай
     · Куба
     · Латвия
     · Литва
    Молдавия
     · Монголия
     · Нидерланды
     · Норвегия
     · Польша
     · Португалия
     · Румыния
     · Сербия
     · Словакия
     · Словения
    СНГ
     · Таджикистан
     · Тайвань
     · Туркмения
     · Турция
     · Узбекистан
     · Украина
     · Финляндия
     · Франция
     · Хорватия
    Черногория
     · Чехия
     · Швейцария
     · Швеция
     · Эстония
     · Южная Корея
     · Япония
    2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности