ВСЕ РЕШАЕТ РЫНОК

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ВСЕ РЕШАЕТ РЫНОК

В администрации Екатеринбурга состоялось совещание с участием представителей белорусских товаропроизводителей. Вице-мэр Виктор Контеев отметил значимость совместной работы. Особенно это важно в связи с осуществлением плана развития потребительного рынка города на перспективу до 2015 года. Производство товаров и торговля в Екатеринбурге сейчас переживает бум: город занимает второе место после столицы по товарообороту на душу населения. Не последняя заслуга в этом принадлежит местным же организациям: только перерабатывающих предприятий в городе работает порядка 19 тыс. Присутствие на рынке такого мощного комплекса позволяет обеспечивать до 90% заявок торговли самостоятельно, не прибегая к импортным товарам.

Опыт сотрудничества у уральцев и белорусских коллег уже имеется: местные сельхозпредприятия используют технику минских заводов, присутствует на рынке и бытовая техника фирм “Горизонт” и “Витязь”. Однако, такого багажа явно не достаточно для успешной работы: условия меняются, а стандарты, которыми пользуются в Белоруссии в большинстве своем остаются на советском уровне. Белорусам придется постараться, чтобы выйти на рынок со своими товарами. Еще больше усилий нужно будет приложить, чтобы здесь закрепиться. Ничего принципиально отличного от продукции местных предприятий сторона не предлагает, а найти место на насыщенном рынке – нелегко.

Предприятия Екатеринбурга, несмотря на сложный переходный период, в большинстве своем сумели сохранить объемы производства уровня 1990 года, попутно модернизируя производство. Некоторым из них, например, концерну “Калина”, удалось даже увеличить производительность на 30%. Практика показывает, что белорусы шли по несколько иному пути и пришли к двухсторонней встрече с несколько иными результатами. И касаются они не только качества, но и организации торговли в целом. “Проще работать с представителями белорусских компаний в Москве или оптовиками: осуществлять контроль за посредниками легче, чем напрямую следить за работой производителей. Сказывается огромное расстояние и отсутствие удобных для обеих сторон договоров”, - говорят представители торговли.

Проблему перевозки товаров на большие расстояния решились взять на себя белорусские транспортные компании. В частности, “Брествнештранс”, имеющая удобное пограничное расположение, нацелена на плотное сотрудничество как со своими производителями, так и с уральскими покупателями.

- Учитывая большие производственные мощности таможенных складов компании, она может стать партнером для тех, кто заинтересован в отправке грузов на Запад и в обратном направлении, - говорит начальник коммерческого отдела компании Лилия Коротунова. – Помощь с нашей стороны будет состоять в том, что, используя опты логистической работы, можно организовать доставку грузов комбинированным транспортом: сначала по территории страны – автомобилем, через границу и до России – железнодорожным транспортом”. По мнению гостей, это позволит сэкономить средства предпринимателей. Правда, при этом придется проводить более детальное изучение рынка: работать с мелкими грузами куда менее прибыльно, нежели с Каменск-Уральским трубным заводом, отправляющим свои грузы в Западную Европу.

Создание транспортного коридора продолжится формированием сети оптовых складов белорусских производителей и представительств компаний, которые займутся розничной сетью. В этом случае не будет необходимости работать с каждым магазином в отдельности. Проблема транспорта, правда, не поможет разрешить еще один вопрос – качество предлагаемых к продаже белорусских товаров. Причем, это касается как продуктов питания, так и непродовольственной группы товаров.

Ставка белорусских пищевиков делается на натуральное сырье, однако, для продвижения новых брендов этого недостаточно. Сегодня город полностью обеспечивает себя продуктами питания за исключением товаров, которые на Урале не производятся. Найти свое место на этом рынке практически невозможно: редкие торговые сети заключают контракты с иногородними и иностранными компаниями. Это может произойти, только если производитель предложит достаточно высокое качество по заниженной цене. Последний фактор в случае с белорусами исключен. Опять же из-за транспортных расходов себестоимость продукции значительно увеличивается и делает ее малопривлекательной для местных торговых предприятий.

Такая же ситуация и с производителями мебели, приехавшими в Екатеринбург продвигать свой товар. Местные магазины называют сразу три причины, по которым сотрудничество с белорусскими мебельщиками на данном этапе развития рынка невозможно. Свердловская область и соседняя Челябинская давно стали, помимо иностранных компаний, основными поставщиками мебели в магазины Екатеринбурга: они могут предложить любой объем качественного товара при довольно низкой цене. “Три года назад мы работали с белорусскими фабриками, но все закончилось тем, что качество и дизайн их мебели начали безнадежно отставать и сотрудничество пришлось прекратить. Мягкая мебель вообще не соответствовала новым стандартам, а материалы корпусных изделий не выдерживали сроков эксплуатации”, - рассказала заместитель директора магазина “Ясень” Наталья Шило.

Раскритиковали специалисты мебельных магазинов и финансовую сторону работы своих белорусских коллег: фабрики требует предоплату за свою продукцию. Небольшие магазины специализируются, как правило, на элитной импортной мебели, а большие не могут дать предоплату сразу всем своим поставщиками, которых у них, в силу специфики работы, много. Решить проблему предполагается переходом на поэтапную оплату. “Сейчас мы вынуждены платить за мебель, а потом 203 месяца ждать, пока она будет продана, что вернуть средства. При этом площади, которых и без того не хватает, можно было бы использовать под товар, пользующийся большим спросом”, - сетуют продавцы мебели.

Придется решать вопрос и со стоимостью мебели: сейчас средняя стенка обходится в 40 тыс. руб. без учета транспортных расходов. Логично, что покупатель, имеющий желание и возможность потратить средства на обстановку комнат предпочтет широко рекламируемую западную компанию неизвестной белорусской марке.

Заключения договоров пока не предвидится: белорусы приехали со своими предложениями, принять или отклонить которые - дело местных предпринимателей, и сделают они это только если сделка будет экономически обоснованна.

Татьяна ВОРОБЬЕВА, наш соб. корр.

Екатеринбург

 

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>