Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Торговая газета

  номер 25-26(120-121) от 14.04.2004 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


КОГДА ЕСТЬ ЗАКОН, ЧИНОВНИК НЕ ОПАСЕН

Владимир Бородай, председатель комитета по торговле администрации Ростова:

Объем розничного товарооборота в Ростове-на-Дону в прошлом году превысил ожидаемые результаты и составил около 56 млрд. рублей. В сопоставимых ценах это на 12% больше, чем в 2002 г.

Интересна и другая цифра: 52% из общего товарооборота относятся к продаже непродовольственной группы товаров. Это говорит о том, что доходы населения растут, появилась тенденция покупки товаров не повседневного спроса.

Разительно меняется и сам процесс купли-продажи. Неуклонно сокращается уличная торговля: павильоны, палатки. Благодаря целенаправленной политике администрации города активно формируется стационарная розничная сеть магазинов. Так, только в 2003 г. в Ростове открыто около 120 стационарных торговых предприятий, из них 8 относятся к категории супермаркетов.

Однако, как и во всей экономике страны, процессы, происходящие в торговле, нельзя оценивать однозначно. Есть свои проблемы, перекосы и неувязки.

Об этом рассказывает председатель Ростовского комитета по торговле Владимир Александрович БОРОДАЙ.

- Ростов - город торговый. Он когда-то и возник из таможенной крепости. Кажется, торговля в крови у коренных ростовчан?

- Раньше и мне так казалось. Когда началась перестройка, у нас не торговал только ленивый. Однако настоящих профессионалов в торговле во все времена было мало, мало их и сейчас, но тенденции к их значительному увеличению просматриваются явно. Я имею в виду весь комплекс качеств личности, включая интуицию и добропорядочность. Развивать давние купеческие традиции на Дону необходимо и в наше время. Примечательно, что ростовские предприниматели высказывают пожелания об установлении торговых символов города. Например, в исторической части Ростова-на-Дону хотят установить скульптуру донского купца, которая напоминала бы всем горожанам о торговых традициях, качестве и надежности донских купцов ХIХ века.

- К сожалению ни действия властей, ни законы, даже самые хорошие, не помогают. Нужно повышать общую культуру, воспитывать людей в соответствии с задачами с малых лет. А Вы как думаете?

- Да нет, строгие законы и адекватные действия властей не только важны, но и крайне необходимы. Мы уже видели, что было с торговлей города в конце 80-х – начале 90-х годов. Я 11 лет руковожу городским комитетом по торговле. За эти годы пройден непростой путь от “беспредельной свободы” к цивилизованному рынку. Все было бы проще и быстрее, если бы развитию торгового процесса сопутствовали своевременно изданные законы и нормативно- правовые акты. Да что говорить, ведь до сих пор нет свода законов о торговле, принятого на федеральном уровне.

- Но я знаю, что есть проект закона о торговле, разработанный областной администрацией. Этого мало?

- На местах, во многих регионах страны принимают свои законы, сделанные “под себя”, не всегда удачные. Какие-то положения у нас на Дону трактуются так, на Урале - по-другому. Нужен общий закон о торговле, где были бы прописаны все моменты торгового процесса, которые стали бы общими для всех. Если появится такой закон и в нем все четко будет прописано, то тогда, как Вы понимаете, чиновник окажется не нужен, или, лучше сказать, не опасен. Ведь перед Законом все равны! Правда, здесь надо оговориться, что не всегда и на федеральном уровне к составлению законов подходят с должным уровнем компетенции. Взять хотя бы Закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции”. Там в пункте 5 статьи 16 каждому магазину, торгующему алкогольной продукцией, предписано в обязательном порядке устанавливать охранную сигнализацию. Чтобы ее поставить, надо заплатить кругленькую сумму ближайшему отделению милиции, а затем регулярно оплачивать услуги милиции, которыми эти предприятия практически не пользуются, так как имеют свою, альтернативную охранную систему, не связанную с милицией.

Однако приходится раскошеливаться за невостребованные услуги, причем суммы немалые. Чтобы этого не было, в законе требуется указать, в каких случаях эта охранная сигнализация нужна, а в каких - нет. Но…

- Наверное, не всегда и ваш комитет по торговле принимал правильные решения по тому или иному вопросу?

- В своей работе мы всегда старались учитывать интересы и торговли, и производителей, и потребителей, простых жителей города. Случалось, ошибались, но, поняв это, старались быстрее дело поправить. К примеру, для учета всех действующих в городе предприятий торговли и общественного питания у нас была введена система регистрации. Получился как бы дополнительный бюрократический барьер, за что нас стали критиковать. Но учет все же нужен! И тогда мы приняли решение: предпринимателям нет необходимости приходить в комитет лично и заполнять соответствующий документ. Каждый может сделать это без проволочек, отправив уведомление о своем объекте по почте, в том числе по электронной, или по факсу.

- Когда разговор с предпринимателями идет о барьерах, мешающих развитию дела, то в первую очередь они высказывают недовольство многочисленными проверками. Комитет по торговле в них тоже принимает участие. Оправдан ли такой многоступенчатый контроль, ведь нарушений от этого меньше не становится?

- Координацию контроля на территории города осуществляет сейчас Межведомственный совет по контролю за деятельностью предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Мы стараемся уменьшить число проверяющих или хотя бы согласовать время и цели проведения проверок. Но и без проверок нельзя, слишком много еще недобросовестных предпринимателей. Стараемся прививать торговому бизнесу старую донскую истину: “торгуй праведно – в барышах будешь”.

- В связи с этим хочу заметить, что контроль у нас сейчас какой-то однобокий. К примеру, инспектор находит в магазине недоброкачественные консервы – наказывает торговлю. А к производителям, тем, кто повинен в этом браке, никто никаких мер не принимает. Хотя все должно быть наоборот.

- Согласен, при условии, что у торговли все в порядке: соблюдены сроки годности, есть сертификаты, созданы условия для хранения. Если все в пределах нормы, то и нести ответственность должны производители этого товара. Сейчас вопрос об ответственности за нарушения решается не одним ведомством, а Советом по контролю, а значит выводы будут более объективными.

- Как Вы относитесь к недавнему заявлению нашего президента о необходимости влияния местных властей на ценообразование основных продуктов питания?

- Напрямую, административно влиять на цены мы не можем. Однако регулировать этот процесс необходимо, и для этого есть косвенные пути: создание конкурентной среды, снижение издержек обращения товаров, конкурсные отборы основных поставщиков продовольствия для предприятий социальной сферы. Например, в прошлом году для оптимизации цен мы стали проводить электронные торги для поставщиков продуктов для школьного питания. В этом году система электронных торгов будет усовершенствована и найдет применение не только в школьном питании, но и при обслуживании других бюджетных учреждений. Это позволит и минимизировать цены, и обеспечить прозрачность сделок, и избежать различного рода сговоров, бюрократических проволочек. Другой пример – формирование инфраструктуры социально ориентированных предприятий, торгующих по сниженным ценам. Такие предприятия у нас уже определились, в первую очередь это сеть магазинов “Магнит”, где товары первой необходимости стоят на 15-20% ниже, чем в супермаркетах. Предполагаем, что в Ростове появятся и такие известные российские сетевые компании, как “Пятерочка”, “Копейка” и др. Интерес к нам с их стороны уже проявлен. Для бесперебойного снабжения населения города заключены соглашения с крупнейшими операторами оптового рынка о создании в городе неснижаемого запаса товаров первой необходимости, в том числе тех, что не производятся на территории области.

- Похоже, что сейчас роль оптового звена возрастает, но соответствуют ли эти предприятия предъявляемым к ним требованиям?

- Оптовое звено в настоящее время проходит стадию реструктуризации. На ростовском рынке наметилась тенденция формирования оптовой логистической системы путем создания дистрибьюторских центров известных мировых и отечественных (в том числе местных) товаропроизводителей. Например, “Вимм-Билль-Данн”, “Данон”, “Юг Руси”, “Моррос” и т.д. Однако структурная перестройка опта идет медленно, развитие системы товародвижения отстает от запросов розничной торговли. Мы связываем серьезные структурные перемены с приходом на ростовский рынок компании “Метро кэш энд керри”. С ней уже подписано соглашение о строительстве современного торгового комплекса площадью 15 тыс. кв. м, который обеспечит оптовые поставки как для мелких предприятий торговли, так и для населения. Исходя из предполагаемых инвестиций, планируемый годовой товарооборот нового комплекса составит 2,1 млрд. руб.

- Городской комитет по торговле как никто другой “варится” в центре всех происходящих в торговле процессов. Обладая всей полнотой информации, можно ли предугадать, какая проблема станет главной завтра?

- О назревающих проблемах мы чаще всего знаем, но решить их вовремя не всегда возможно. Например, мы сегодня ощущаем, как не хватает нашей торговле правильной информации об отечественных производителях и их товаре. У нас считанные предприятия торгуют непродовольственными товарами российского производства. Не потому, что эти товары не пользуются спросом, - предприниматели просто не знают, где их взять. Дать такую информацию пока нам не по силам, ведь это огромная работа для многих людей. Тот, кто возьмет на себя эту функцию, поможет подняться нашей пищевой и легкой промышленности, да и сам не останется внакладе. Надеемся, что таковые найдутся. Еще одна проблема – “теневой оборот” алкогольной продукции. Мы многое делаем для снижения числа нарушений в этой сфере бизнеса, есть динамика оздоровления. Большая часть из выявленных грубых нарушений приходится на павильонную сеть, значит, в будущем туда и надо направлять все внимание контролирующих и правоохранительных органов. Но, видимо, дело не только в усилении контроля над торговлей. Надо выявлять и тех, кто поставляет дешевое “зелье”, кто его производит. Там корень зла.

- Город хорошеет за счет новых торговых предприятий, кафе и ресторанов, открывающихся в старых, ранее неприглядных домах. Выкупая первые этажи, они обустраивают здания полностью, дают им вторую жизнь. Учитывает ли это администрация, выстраивая свои взаимоотношения с владельцами предприятий?

- Обустраивают не только здания, но и прилегающую территорию. Застилают плиткой тротуар, делают автостоянки. Здесь взаимный интерес: выгодно городу, но и предприниматели заинтересованы в создании красивого фасада дома, в организации хороших подъездов-подходов. Мы стараемся помочь организационно и финансово только социально ориентированным предприятиям, например, тем, кто организует диетическое или лечебно-профилактическое питание, открывает отделы кулинарии и полуфабрикатов.

- Городской комитет по торговле имеет немногочисленный штат. Удается ли таким составом (13 человек) решать все проблемы или, как говорят, держать руку на пульсе?

- У нас опытные работники, знающие отрасль и разбирающиеся в экономике. Активную помощь оказывают нам районные отделы торговли. В решении важных проблем мы находим поддержку со стороны мэра города Михаила Чернышева. Так нам удается с каждым годом все дальше двигаться по пути цивилизованной торговли.

Беседу вела Тамара ФИРСОВА, наш соб. корр.

Ростов-на-Дону

 




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 26.11.2020
    USD75,4727-0,3419
    EUR89,8880-0,0054
    E/U1,1910+0,0053
    БВК81,9596-0,1905
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности