Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Торговая газета

  номер 25-26(120-121) от 14.04.2004 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


ЗВЕЗДНЫЕ КОРАБЛИ РОЖДАЮТСЯ НА ЗЕМЛЕ

Вячеслав Михайлович Филин - заместитель генерального конструктора ракетно-космической корпорации “Энергия” имени С.П. Королева, руководитель научно-технического центра по средствам выведения, академик, доктор технических наук, профессор, заслуженный конструктор Российской Федерации, автор шести книг по истории отечественного ракетостроения, о людях, посвятивших жизнь его развитию, наш гость.

- Вячеслав Михайлович, почему в качестве вуза Вами был выбран в свое время МАИ?

- Если коротко - то время было такое. Пришел в Московский авиационный институт по дополнительному набору. Вы, вероятно, помните, какой был всплеск эмоций после запуска первого спутника, с каким напряжением следили люди за его полетом и радовались, как дети, увидев светящуюся точку, которая медленно пересекала небосвод. А за первым спутником - второй, третий - и все впервые!

По распределению я попал в ОКБ-1 Министерства общего машиностроения, которым руководил С.П.Королев. В КБ пришла половина нашего курса. Планов - громадье! Поначалу попал в конструкторский отдел. Чертил отдельные детали, агрегаты. Согласовывал конструкторскую документацию с технологами и бегал по цехам, где шло изготовление деталей. Помню огромную радость, когда по моему чертежу была изготовлена в металле первая деталь. Но очень хотелось попасть в проектный отдел, где разрабатывался целиком объект. Однако установка главного была очень строгой: сначала следует прочувствовать конструкторское дело и завод, а потом уж участвовать в разработке проекта.

Спустя полтора года, попав в проектный отдел, я понял, чем было обосновано такое требование. Ведь проекты нового аппарата и изделия (так тогда мы называли ракеты) должны быть “увязаны” с требованиями конструкторов и возможностями заводов. Это у студентов все просто - они обычно не связаны с ограничениями по оборудованию, материалам, технологии. А реальный проект должен все это учитывать.

Начиналась разработка грандиозного проекта по лунной программе. В своей книге “Воспоминание о Лунном корабле” я достаточно подробно рассказал, как создавался этот проект. Передо мной была поставлена задача: спроектировать ракетный блок лунного корабля.

Что это значит? В первую очередь предстояло создать компоновочную схему, или, другими словами, облик ракетного блока. Потом - определить объемы топливных баков, выбрать двигатель, позаботиться о его дублировании, провести предварительные расчеты на прочность (не дай бог сломается!), разместить на ракетном блоке приборы и оборудование, учесть возмущающие воздействия от выхлопных газов, выбрать систему терморегулирования и т.д., и т.п. В общем, я ощущал тогда себя главным конструктором!

Но нужно еще и правильно написать техническое задание нашим смежникам в КБ “Южное”, которое должно выпустить конструкторскую документацию и следить за изготовлением самого ракетного блока на заводе в г. Днепропетровске. Добавьте к этому еще уйму вопросов на “стыках” ракетного блока с кабиной космонавта и посадочным устройством...

- В конструкторском зале царила атмосфера “мозговой атаки”. Каждый стремился внести лепту в облик корабля. Спорили до хрипоты - как сделать тот или иной агрегат. Работали с 8 утра и до 8-9 часов вечера. И никто нас не заставлял! Начальником отдела был К.П.Феоктистов, технический руководитель, большой умница. Он уже слетал в космос и щедро делился своим опытом. Мне повезло и с непосредственными руководителями группы и сектора - это А.Саркисьян и Ю.Фрумкин.

Творческая атмосфера в нашем секторе держалась на высоте, несмотря на ожесточенные технические споры. В быту же мы все оставались друзьями. Разница в возрасте этому не мешала. С каким удовольствием вспоминаю то время и коллег: Ю.Лабутина, Г.Гадалина, В.Иванова, Э.Родмана и, конечно, энциклопедически образованного заместителя начальника отдела Е.Рязанова.

Делайте вывод сами: было ли нам тогда интересно работать...

- Одна из Ваших книг - “Путь к “Энергии” - посвящена созданию непревзойденному творению отечественных специалистов - ракете-носителю “Энергия”. Почти миллион человек в самых различных сферах деятельности участвовало в этом суперграндиозном проекте. Кого из них Вам хотелось бы назвать?

- Вот так вопрос! Могу перечислить не одну сотню фамилий людей, с которыми работал и от чьей деятельности зависела судьба проекта. Но, конечно, в первую очередь назову главного конструктора - Бориса Ивановича Губанова, человека редких организационных способностей, технически грамотного и с большой верой в людей. Это дано немногим.

Он не лез в мелочи проекта, но ни один серьезный вопрос не решался без его участия. Безусловно, проект находился под пристальным вниманием академика Валентина Петровича Глушко - нашего генерального конструктора. Стратегические вопросы по проекту - его компетенция. Нельзя не вспомнить и первого главного конструктора проекта - Игоря Николаевича Садовского. Под его руководством готовился эскизный проект системы “Буран”.

Мне повезло работать со многими выдающимися учеными. Это и академики А.Д.Конопатов, В.П.Бармин, Ю.П.Семенов. Тесно сотрудничал с главным конструктором мощных жидкостных реактивных двигателей В.П.Радовским, проектировщиками Я.П.Коляко, И.П.Фирсовым, В.П.Багровым, П.И.Ермолаевым, конструкторами Б.Е.Гуцковым, Б.Г.Пензиным, С.А.Петренко, Г.А.Романовым, двигателистами В.С.Рачуком, В.Г.Хаспековым, Б.А.Соколовым, разработчиками систем управления В.Л.Лапыгиным, Я.Е.Айзенбергом, телеметристами О.А.Сулимовым, Б.А.Комиссаровым, разработчиками ракетных систем Л.И.Гусевым, Л.Б.Хариным и многими другими.

Так что назвать можно многих, а если упустить кого - мне будет стыдно перед ними. И как не сказать о наших министрах: С.А.Афанасьеве, О.Д.Бакланове, О.Н.Сысцове. Это они несли перед партией ответственность за создание нашей системы.

Часто спрашивают: а все таки, кто был главным идеологом всей этой тематики? Если говорить о “Энергии - Буране”, то, безусловно, нужно назвать Дмитрия Федоровича Устинова. Его энергия и напор совместно с целеустремленностью Валентина Петровича Глушко обеспечили создание системы и дали феноменальный результат.

- Вы являетесь техническим руководителем работ по космическому разгонному ракетному блоку. Нельзя ли подробнее об этом?

- В нашей организации РКК “Энергия” есть несколько направлений работ. Это и пилотируемая программа со своей дирекцией и научным центром, и спутниковое направление, и направление работ по эксплуатации “Морского старта”. Есть и специалисты по средствам выведения, а сказать проще - по ракетам-носителям, которые выводят аппараты в космос, и ракетным блокам, которые находятся на орбите Земли.

Вот этим, последним направлением я и занимаюсь, являясь директором и руководителем научно-технического центра. В мои обязанности входит техническое руководство при разработке и испытаниях ракетных блоков, а также оперативное решение возникающих при запуске технических и организационных вопросов. Одной из работ по нашему направлению является космический разгонный блок (тоже ракетный). Мы его спроектировали, создали и приспособили к самой мощной ракете страны - “Протон”. Блок является четвертой ступенью этой ракеты.

“Протон” выводит космический аппарат на орбиту Земли (как правило, на высоту порядка 190 км), а затем, на целевую орбиту (обычно - геостационарную), тянет разгонный блок. Это уже около 36000 км. Требуется высокая точность выведения космических аппаратов на целевую орбиту. Наш блок блестяще решает такую задачу.

Иностранные фирмы часто пользуются услугами ракеты “Протон” и нашего разгонного блока. Мы успешно провели порядка тридцати коммерческих запусков иностранных аппаратов и заработали немалые деньги - около 300 миллионов долларов.

Но это, конечно, на всю кооперацию разработчиков. А их немало. Безусловно, мы трудились под руководством генерального конструктора академика Ю.П.Семенова. Технические решения по блоку утверждаются непосредственно им. И что бы мы ни делали - все находится под контролем и руководством генерального конструктора. Это правило действует и по другим направлениям.

- Вячеслав Михайлович, Ваша книга “Место старта - океан” читается на одном дыхании. Много живых, ярких деталей, конкретных участников событий, уникальных снимков. Вы позволяете читателю побывать и на авансцене, и за кулисами грандиозной программы “Морской старт”. Чем была вызвана ее необходимость? И каковы перспективы у подобных проектов?

- Часто люди не задумываются над тем, что предшествовало проекту, как он зарождался. Вот и хотелось рассказать читателям, что не все так просто бывает в жизни. Проблем перед проектом было уйма: и технических, и организационных, и языковых.

Разработать проект в одной стране - уже огромная проблема. А в кооперации с такими зарубежными гигантами, как американский “Боинг” и норвежская фирма “Кварнер”, проблемы увеличиваются на порядок. Вот и хотелось хоть немного приоткрыть завесу того, как создавался данный проект. Он и сейчас работает, и довольно неплохо. Сама идея старта с экватора, как с наиболее энергетически выгодного места, известна давно. На суше имеется много ограничений, и самое главное - не задеть социальную сферу, не погубить живое падающими на землю ступенями. А в океане таких жестких ограничений нет. Заметьте, что все космодромы, как правило, строятся ближе к экватору.

- А чем Вы конкретно занимались по теме “Морской старт”?

- Разрабатывал технический проект “с нуля”, занимался созданием компании “Морской старт”, определял облик как морских средств, так и ракетных систем, разработал тактико-технические требования по проекту и согласовывал их с партнерами. От нас их утвердил генеральный конструктор, академик Ю.П.Семенов.

- Вячеслав Михайлович, как заместитель генерального конструктора Вы курируете разработку космических средств выведения. Нельзя ли подробнее об этом?

- Мы уже касались данной темы. Добавлю, что кроме разгонного блока за моим центром остается ведение и курирование создания ракеты “Союз”, которая выводит космонавтов на орбиты, разработка перспективных ракет. Мы предложили новую концепцию модернизации средств выведения в нынешних условиях дефицита денежных средств, выделяемых на космические программы. Нашей организацией предложен совершенно новый и эффективный подход для решения задач по запуску космических аппаратов. Сколько еще можно летать на ракетах разработки сорокалетней давности?! Мы верим в разумный подход руководителей государственных ведомств.

- Вы не впервые в Кисловодске. Как чувствуете себя в “звании” курортника?

- Замечательно! Лучшего места для отдыха не представляю. Ваш санаторий “Крепость” - подлинный “цех здоровья”. Здесь получаешь огромный заряд бодрости и с нетерпением ждешь очередного приезда в этот замечательный город.

Желаю всем жителям Кисловодска, пусть не ослабнет у них любовь к своему городу. Это чувство испытывают к нему многие отдыхающие, в том числе и я.

Беседу вел Юрий Самойлов, наш спец. корр.

Кисловодск - Королев (Московская обл.)

 




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 26.11.2020
    USD75,4727-0,3419
    EUR89,8880-0,0054
    E/U1,1910+0,0053
    БВК81,9596-0,1905
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности