Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Торговая газета

  номер 19-20(114-115) от 25.03.2004 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


АВАНТЮРИСТОВ УЧАТ ПО-ОСОБОМУ

Предприниматель – авантюрист поневоле. Это если он пришел в бизнес после сокращения в своем родном НИИ. А есть авантюристы по натуре. Аудитория малого бизнеса сейчас разношерстная. Есть в их среде люди с двумя высшими образованиями, есть гуманитарии. Есть и те, кто не заканчивал вуза. Закон не запрещает открывать свое дело никому. Но при этом требования к ведению дел и соблюдению правил предъявляет жесткие.

Министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития МП, д. э. н., профессор Евгений Владимирович Егоров вспомнил, как была организована учеба первой волны предпринимателей в начале перестройки. Период сам по себе напоминал мобилизацию 50000 добровольцев отечественного бизнеса. Для организации бизнеса приглашались все желающие. На призыв правительства откликались тысячи. Но уже первый опыт их работы показал: не все знают, какие обязательства берут они на себя, многие и не подозревали о мере ответственности, которая сопровождает право самостоятельного хозяйствования. И тогда организаторы семинаров выработали специальную схему обучения первым шагам бизнесмена. Посвятили три начальных дня знакомству со статьями Уголовного кодекса, предусмотренными для нарушителей экономических законов. Результат не заставил себя ждать. На второй день учебы число слушателей уменьшилось наполовину, еще треть переменила решение стать предпринимателем на третий день.

72 учебных часа – 4000 рублей

Времена изменились. У армии деловых людей выработался характер, накопился опыт. Но правовая грамотность современного предпринимателя по-прежнему оставляет желать лучшего.

Чтобы восполнить эти пробелы, в 2001 году правительство Москвы запустило городскую целевую программу “Подготовка кадров для рыночной экономики в городе Москве”. Первый ее этап завершился в прошлом году. Второй начался ныне и рассчитан на 2004-2006 годы. О перспективах и реализации и шла речь на семинаре “Управление качеством образовательных услуг: проблемы и перспективы”, состоявшемся в конце прошлой недели. Участники мероприятия – исполнители городского заказа. А это 20 высших, средних и профессиональных учебных заведений столицы. На семинаре отмечалось, что в условиях проведения рыночных реформ необычайно возросла актуальность их эффективного кадрового сопровождения. Возникла необходимость поиска новых методик и подъема уровня знаний, квалификации и деловой компетентности предпринимателей и преподавателей. Существующая сегодня система повышения квалификации субъектов МП нуждается в совершенствовании и должна быть направлена на решение новых задач, ориентируя учебный курс на практическое применение подаваемых знаний.

Здесь следует отметить, что исполнители учебного заказа поставлены в жесткие рамки. Курс обучения по заказу правительства состоит из 72 двух часов. А стоимость подготовки одного слушателя колеблется от 3500 до 4000 рублей. Независимо от того, будет он учиться в “плехановской” академии или же в ГУЦ “Профессионал” осваивать навыки оператора котельной. Именно подход “всем сестрам по серьгам” вызвал у участников семинара наиболее жаркие дискуссии. Педагоги жаловались на сжатость курса, низкие расценки и сложность работы с неподготовленной аудиторией. Особенно их беспокоила разношерстность публики.

Кандидат экономических наук Московского государственного технологического университета “СТАНКИН” Мария Анатольевна Бабич припомнила, как на днях, через 15 минут от начала лекции получила от слушателей два совершенно противоположных замечания. Директор ООО заявила: “Что вы нам азы рассказываете, давайте разберем конкретную ситуацию…”, а хозяйка ПБЮЛ попросила: “Пожалуйста, помедленней – не успеваем конспектировать”.

Учить их надо понемногу…

Но не как-нибудь и не чему-нибудь, а согласно требованиям заказчика.

Кого, чему и как учить в рамках этой программы - вопрос не праздный. Во-первых, с 1130 слушателей в 2001 году поток вырос до 18000 в 2004. Во-вторых, общая стоимость программы обучения исчисляется десятками миллионов. И правительство за свой учебный заказ требует качественной отдачи.

- Среди учеников, которые проходят эти курсы, - говорит Е.Егоров, - подавляющее большинство отмечает, что это полезно и хорошо. А у меня возникает вопрос: а насколько это полезно, насколько полученные знания будут использованы в жизни. Ситуация в этом ключе получается очень интересной: не менее 50% слушателей полученные знания не используют. То ли они пришли не туда, то ли шли совершенно с другими целями, то ли не та методика преподавания. И я бы очень просил первую лекцию, первое знакомство начинать с обзора законодательства, объясняя, какие могут быть санкции налоговой инспекции, какими должны быть условия для организации своего дела непосредственно в помещении. Думаю, достаточно будет 2-3 часов для того, чтобы понять ситуацию не с позиции существования законодательства, а с точки зрения практической плоскости его применения. Буквально в таком ключе: “Если вы не будете выполнять то-то и то-то, то вам за это будет то-то”. А сегодня многие вузы для знакомства с налоговым законодательством отводят 10 часов на изучение истории налоговой практики мира. 10 из 72-х.

Не ошибается тот, кто ничего не делает

Надо отметить, что учебный заказ столицы строился “с нуля”.

Генеральный директор Московского фонда подготовки кадров Михаил Михайлович Ерошкин вспоминает:

- Когда мы начинали эту программу, прецедента такого в России не было. Опыта тоже. И мы старались опираться на те учебные заведения, которые имеют, как нам казалось, опыт подготовки кадров. Когда мы столкнулись с этой проблемой поближе, то поняли, что, к сожалению, те завоевания, которые были еще в СССР по подготовке и переподготовке кадров, практически утрачены. Пришлось опираться на то, что имеем. Первоначально мы ориентировались на ведущие учебные заведения. Но на практике оказалось, что многие из них не способны гибко реагировать на потребности рынка. Мое собственное субъективное мнение: это монстры, которые варятся сегодня в собственном соку. Они хороши для подачи академических, научных знаний, но мало приспособлены к практическим потребностям. А задача нашей программы - вложить за 72 человека столько, сколько можно практических знаний. Мы имеем дело с предпринимателем. Это особая каста людей - хотите вы или нет, но это прирожденные авантюристы. Это люди, которые зачастую имеют мощное базовое образование. Я имею в виду вчерашних инженеров, конструкторов. И это хорошая грамотная прослойка современного предпринимательства. Если угодно – резерв его развития. Но они не знают, как идти и куда. Прирожденный авантюрист скорее найдет пути, потому что он знает, что и как делать. Он же скорее вступит и в конфликт с законом, чем те, которые пришли в бизнес по обстоятельствам. Но и тех, и других обязательно надо учить. С тем, чтобы они, в силу своей авантюрности, особенностей, занимались тем, что делают. Но они обязательно должны знать свои права, ответственность, законы. А здесь все постоянно меняется – значит, корректироваться должны и программы. Сегодня появилась целая сеть коммерческих образовательных учреждений. Они демонстрируют более гибкую систему перестройки и разработки программ. И хорошо понимают, чему нужно учить именно здесь и сейчас. И как это сделать в рамках того объема финансирования, которое предусмотрено. Так сложилось, что каждый вуз имеет право издавать учебники. Но во всем мире существует опыт обобщения этих изданий. Как букварь. У нас же, в силу амбиций или по другим причинам, этого нет. Но нам нужно не изобилие, а унифицированное издание, простое и понятное. Образование – это индустрия, и здесь надо внедрять менеджмент качества. Изменились требования со стороны заказчика. Это не только государство и ученики, но также преподаватели и организации, включенные в процесс.

Камера слежения в аудитории

У самих преподавателей, задача которых - учить бизнесу предпринимателей, порой тоже наблюдается некий разлад с рыночным восприятием. Например, посылая заявку на участие в городской программе обучения, вузы принимаются доказывать, что 72 часа для курса это слишком мало, а 4000 рублей за слушателя тоже не бог весть какие деньги. В конце концов оборудование изнашивается, и эту базу надо пополнять. Да и сам процесс обучения, названный рынком образовательных услуг, порой просто оскорбляет профессуру. “Услугами” называть свой труд готовы далеко не все, так же, как и приравнивать знания к товару. Надо отметить, что лингвистические противоречия не мешают высшей школе бороться за право участвовать в программах. И некоторые их предложения прямо на семинаре попали в список отдельных заказов. Например, интернет-программа, представленная преподавателями института дистанционного обучения РЭА им. Г.В.Плеханова Ольгой Алексеевной Гришиной и Ольгой Валерьевной Щербаковой. В виртуальной учебной фирме использован давно известный прием круговой подачи экономической информации. Составлена программа сознательно упрощенно, потому что рассчитана на простого пользователя компьютером. Ее блоки - это как шпаргалка руководителю предприятия. Например, модуль “персонал” с полным штатным расписанием, содержанием приказа при оформлении на работу и правилами оформления личного дела. Есть подсказки по оценке бухгалтерских отчетов, финансового анализа. Каждый блок предусматривает ссылки на необходимые документы. Пока этот проект рассчитан на студентов. Но такая форма подачи материала, возможность использования файла в практической работе предпринимателя - легла в основу заказа на разработку подобной модели специально для руководителя МП.

Не секрет, что форма и методика некоторых курсов у заказчика вызывает сомнения в их направленности. На семинаре всерьез встал вопрос о параметрах качества, по которым можно было бы оценить выполнение заказа. Сейчас в качестве оценки используется анкетированный опрос слушателей после завершения учебы, где они, по сути, ставят оценку педагогам. Организаторы же самого учебного процесса тоже “мониторят”. Некоторые добились ежедневного контроля. Так, ГУЦ “Профессионал” в каждой аудитории установил камеры слежения. Полная запись лекции позволяет не только оценить работу преподавателя, но и использовать отснятый материал для самостоятельного изучения лекции слушателями. Однако, согласившись с необходимостью контролировать качество работы педагога и вуза, многие к камерам слежения отнеслись с недоверием. Ведь сегодня задача - научить слушателя правильно платить налоги (или грамотно от них уходить). Согласитесь, не каждый согласится на то, чтобы сохранилась запись о том, как педагог учит уходить от налогов. Так что камера многих бы “напрягла”. Это равносильно тому, если бы кому-то предложили отвечать под софитами на вопрос: “Правильно или нет посадили Ходорковского?”

 




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 11.07.2020
    USD71,2298+0,3498
    EUR80,2689-0,1445
    E/U1,1269-0,0076
    БВК75,2974+0,1274
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Российский деловой портал «Альянс Медиа»
     · Бизнес России
    Бизнес-образование
     · Бизнес-план
     · БИНФО
     · Благотворительность
     · Бухгалтерский учет
     · Вся Россия
     · ВЭД
    Госзаказ
     · Дистанционный консалтинг
     · ЖКХ
     · Законы
     · Зоокластер
     · Инвестиции
     · Инновации
     · Исследования
    Исторические документы
     · ИТ и связь
     · Кино
     · Кластер инноваций
     · Кластерное развитие
     · Коммерческие предложения
    Легпром
     · Маркетинг
     · Мероприятия
     · Молодежь
     · Наука
     · Недвижимость
     · Охрана труда
     · Размещение пресс-релизов
    Пресса
     · Продукция и услуги
     · Работа
     · Рассылки
     · Реклама и PR
     · Ремесленничество
     · Рестораны
     · Русский язык
    Система ММЦ
     · Словарь
     · Социальное общество
     · Спорт
     · Стиль Мода Дизайн
     · Субконтрактация
    ТВ - Первый канал бизнеса
     · Тесты
     · Транспорт
     · Финансовые рынки
     · Экология
    Адыгея
     · Алтай
     · Амурская область
     · Архангельск
     · Астрахань
     · Башкортостан
     · Белгород
     · Брянск
     · Бурятия
    Владимир
     · Волгоград
     · Вологда
     · Воронеж
     · Дагестан
     · Еврейская АО
     · Забайкальский край
     · Иваново
     · Ингушетия
    Иркутск
     · Кабардино-Балкария
     · Калининград
     · Калмыкия
     · Калуга
     · Камчатка
     · Карачаево-Черкессия
     · Карелия
    Кемерово
     · Киров
     · Коми
     · Кострома
     · Краснодар
     · Красноярск
     · Курган
     · Курск
     · Ленинградская область
    Липецк
     · Магадан
     · Марий Эл
     · Мордовия
     · Москва
     · Московская область
     · Мурманск
     · Ненецкий АО
    Нижний Новгород
     · Новгород
     · Новосибирск
     · Омск
     · Орел
     · Оренбург
     · Осетия
     · Пенза
     · Пермь
     · Приморье
    Псков
     · Республика Алтай
     · Республика Крым
     · Ростов-на-Дону
     · Рязань
     · Самара
     · Санкт-Петербург
     · Саратов
    Сахалин
     · Свердловская область
     · Севастополь
     · Смоленск
     · Ставрополь
     · Тамбов
     · Татарстан
     · Тверь
     · Томск
    Тула
     · Тыва
     · Тюмень
     · Удмуртия
     · Ульяновск
     · Хабаровск
     · Хакасия
     · ХМАО-Югра
     · Челябинск
     · Чечня
    Чувашия
     · Чукотка
     · Якутия
     · Ямало-Ненецкий АО
     · Ярославль
    Дальневосточный ФО
     · Приволжский ФО
     · Северо-Западный ФО
     · Северо-Кавказский ФО
     · Сибирский ФО
     · Уральский ФО
    Центральный ФО
     · Южный ФО
    Австралия
     · Австрия
     · Азербайджан
     · Аргентина
     · Армения
     · АТЭС
     · Белоруссия
     · Бельгия
     · Болгария
     · Бразилия
    Великобритания
     · Венгрия
     · Вьетнам
     · Германия
     · Греция
     · Грузия
     · Дания
     · ЕАЭС
     · Египет
     · Израиль
     · Индия
    Ирландия
     · Испания
     · Италия
     · Казахстан
     · Канада
     · Кипр
     · Киргизия
     · Китай
     · Куба
     · Латвия
     · Литва
    Молдавия
     · Монголия
     · Нидерланды
     · Норвегия
     · Польша
     · Португалия
     · Румыния
     · Сербия
     · Словакия
     · Словения
    СНГ
     · Таджикистан
     · Тайвань
     · Туркмения
     · Турция
     · Узбекистан
     · Украина
     · Финляндия
     · Франция
     · Хорватия
    Черногория
     · Чехия
     · Швейцария
     · Швеция
     · Эстония
     · Южная Корея
     · Япония
    2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности