В настоящем обзоре мы хотели рассмотреть наиболее важные положения рабочего проекта закона "О регулировании российского сегмента сети Интернет" ("Проект закона"). Настоящий Проект закона представляет собой один из наиболее интересных и важных последних проектов законодательного регулирования правового режима Интернета. Проект закона, представленный комитетом Государственной Думы по информационной политике в начале апреля 2000 г., будет рассмотрен на открытом заседании 18 мая 2000 г. Весьма вероятно, что в связи с этим Проект закона в основном останется без изменений, если не удастся создать достаточно сильное лобби, способное провести необходимые изменения. В настоящем обзоре кратко обозначены те части Проекта закона, которые, с точки зрения Клиффорд Чанс Пюндер следует изменить. Если Вы хотите принять участие в продвижении указанных изменений, мы просим Вас связаться с нами.
Проект закона: содержание
Целью Проекта закона является регулирование использования Интернета в России федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, находящимися на территории Российской Федерации. Настоящий обзор затрагивает исключительно положения Проекта, регулирующие правовой статус сторон, в том числе государственное регулирование деятельности в Интернете. Кроме того, мы рассмотрим основные правила заключения соглашений, совершаемых в электронной форме. Включенные в Проект закона положения о защите персональной информации, а также требования к электронной связи, в данном обзоре не рассматриваются.
Проект закона: государственное регулирование деятельности в Интернете
В Проекте закона изложены общие положения о государственном регулировании деятельности в Интернете.
Вмешательство государства в Интернет-деятельность, согласно Проекту закона, исключается лишь в двух случаях:
если информация, передаваемая через Интернет "не запрещена и не противоречит федеральному законодательству Российской Федерации", и
если деятельность стороны-абонента Интернета не нарушает прав других абонентов.
Эти положения, направленные на ограничение государственного вмешательства в деятельность в сети Интернет, носят общий характер и не содержат определения ключевых понятий: "государственное регулирование" и "информация, запрещенная или противоречащая действующему российскому законодательству". В результате государство получает возможность вмешиваться в Интернет-деятельность по своему усмотрению. Оппозиционное лобби должно выступить с предложением о сужении круга полномочий государства в регулировании Интернет-деятельности. Необходимо также определить случаи, когда государство вправе вмешиваться в Интернет-деятельность, а равно меры, которые могут быть предприняты в рамках такого вмешательства.
Проект закона предусматривает обязательное лицензирование деятельности провайдеров любых телекоммуникационных услуг, оказываемых в российском сегменте сети Интернет. По нашему мнению, в это положение также должны быть внесены изменения. Требования об обязательном лицензировании неизбежно будут тормозить развитие электронной торговли и расширение сети Интернет, так как доступ к Интернету будет разрешен только тем провайдерам, которые отвечают строгим коммерческим и правовым требованиям. Поскольку в Проекте закона "телекоммуникационные услуги" определяются как услуги по обеспечению доступа в Интернет и/или по передаче информации, в том числе, по автоматическому, вспомогательному и временному хранению информации; объем услуг, подлежащих лицензированию, представляется чрезвычайно широким. Необходимо, по меньшей мере, включение в Проект закона сокращенного точного перечня телекоммуникационных услуг, подлежащих обязательному лицензированию. Оптимальным решением, однако, представляется полная отмена обязательного лицензирования в этой области.
В заключительном положении Проекта закона, касающемся государственного регулирования Интернет-деятельности, предусматривается передача Министерству связи и информатизации полномочий по регистрации всех Интернет-адресов в домене .ru. Полагаем, что это положение нерационально и его следует исключить из Проекта. Мы не видим практических или юридических оснований для передачи этих функций государственному органу.
Проект закона: Заключение соглашений электронными средствами
Проект закона вносит некоторую ясность в вопрос заключения соглашений с потребителями, а также "публичной оферты", т.е. предложения, которое может содержаться в сетевой рекламе. Проект закона должен обеспечивать обязательность всех соглашений, заключенных электронными средствами, за исключением:
договоров, которые согласно требованиям действующего законодательства подлежат нотариальному заверению;
договоров, регулируемых семейным правом;
договоров, регулируемых наследственным правом.
Следует отметить, что в Проекте закона не устанавливаются требования в отношении электронной подписи. До тех пор, пока проблема электронной подписи не будет удовлетворительно разрешена российским законодательством, невозможность заключения действительных соглашений и их исполнения будет представлять собой значительное препятствие для развития электронной коммерции в России.
Настоящий обзор содержит только общую информацию, и не является юридическим заключением. (КЛИФФОРД ЧАНС ПЮНДЕР, 03.05.2000)