Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Бизнес за рубежом

  номер 40 (87) от 25.09.2001 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


ОТ ВСТУПЛЕНИЯ В ЕВРОСОЮЗ ЛИТВА ЖДЕТ БОЛЬШИХ ПЕРЕМЕН К ЛУЧШЕМУ

Начавшаяся 10 сентября осенняя сессия литовского Сейма пройдет под девизом "ЕС - прежде всего". Открывая ее, спикер Артурас Паулаускас напомнил, что до начала переговоров о вступлении в ЕС осталось чуть более 300 дней, поэтому нужно сконцентрировать усилия на этом, главном для Литвы, направлении внешней и внутренней политики.

Литовские власти прилагают энергичные усилия в стремлении выдержать на "отлично" предстоящий "вступительный экзамен" в Евросоюз, к которому они готовятся уже многие годы. До 1 октября правительство должно представить в Еврокомиссию "Стратегию хозяйственного развития" страны. Стратегия разработана и уже утверждена правительством, которое рассчитывает убедить европейцев, что Литва развивает хозяйство в нужном направлении и последовательно проводит приватизацию, гарантирует стабильность национальной валюты и еще до вступления в ЕС сбалансирует доходы и расходы.

Задачи и свершения

После того, как на встрече в верхах в Копенгагене в 1993 было принято политическое решение о расширении ЕС за счет новых членов и сформулированы требования к ним ("копенгагенские критерии"), в Литве началась разработка "Программы подготовки к вступлению в ЕС", которая была утверждена правительством в мае 1999 г. В феврале 2000 страна получила первый список позиций, которые должны быть согласованы с Еврокомиссией.

Речь идет о так называемой процедуре acquis communautaire - приведении всего законодательно-нормативного массива республики в соответствие со стандартами ЕС. Он состоит из более чем 30 разделов (к примеру, налоги, энергетика, промышленная политика, наука и образование и т. д.), в рамках которых необходимо принять 43 законопроекта, в том числе такие крупные, как одна из статей Конституции, новые Гражданский, Уголовный и Трудовой кодексы, пакет налоговых законов и др. К настоящему времени согласовано 18 разделов.

Налицо серьезный прогресс и в решении фундаментальных проблем - литовской отсталости в уровне экономического развития и конкурентоспособности национальных предприятий. Об успехах по второму пункту свидетельствуют изменения в структуре внешней торговли, которые прошли за десятилетие. Если в 1991 г. доля ЕС во внешнеторговом обороте Литвы составляла всего 2%, то в 1994 она достигла 26%, а сегодня превышает 50%. Если же включить сюда и страны-кандидаты в ЕС, то эта цифра достигает 70%.

За минувшие годы в стране произошла реструктуризация производства. И хотя, по мнению некоторых экспертов, она проходила далеко не оптимальным способом, но образовались предприятия, которые сумели модернизироваться и начали выпускать конкурентоспособную продукцию. 17 молокозаводов страны имеют европейские сертификаты качества, позволяющие им экспортировать продукцию в ЕС.

Из пяти маастрихтских "критериев конвергенции" Литва не выдерживает пока только один - среднебанковский кредитный процент. Остальные - в пределах нормы: инфляция в прошлом году была 1,4%, общая задолженность государства - 28,3% к ВВП, текущая задолженность - около 2,3%, ну а что касается стабильности лита, то благодаря режиму валютного управления вот уже более 6 лет его курс неизменен.

Цена и награда

Подсчитать, что даст Литве интеграция в ЕС, весьма непросто, поскольку это зависит по меньшей мере от двух переменных: от того, как надолго затянется этот процесс, и как в ближайшем будущем будет реформироваться сам ЕС. Если сохранятся нынешние критерии, то после вступления литовский взнос в общий бюджет ЕС составит 1,27% от ВВП. Зато страна регулярно начнет получать помощь в размере около 4% ВВП, а возможно и больше. В 2002 году ей "светит" 323 млн, в 2004 году - 581 млн, а в 2006 году - 839 млн евро. Если процесс интеграции затянется, то дотации, как сейчас установлено, растянутся лет на двадцать, а то и тридцать. Кстати, Литва давно уже получает помощь по меньшей мере по трем евросоюзным программам.

Все четыре еэсовские "заповеди свободного движения" (товаров, услуг, капитала и людей) в значительной мере уже действуют в Литве. По существу, остается либерализовать лишь торговлю сельхозтоварами - отменить таможенные пошлины. Но это формально. Фактически же придется преодолевать и административные барьеры - по мере того, как страны-претенденты становятся "своими", европейцы начинают усиливать неформальные способы "обороны": стандарты качества, ветеринарные требования, наконец, антидемпинговые акции. Например, известный химкомбинат Achema буквально утонул в антидемпинговых разбирательствах: только отбился через суд от одного "наезда", как последовал другой.

Что касается ограничений свободы в отношении "чужих" (в составе ЕС свобода торговли распространяется только на страны-участницы), то Литве, в частности, придется отменить договор о свободной торговле с Украиной. И вообще, по подсчетам Института свободного рынка, после вхождения в ЕС импортные тарифы при торговле с разными странами вырастут примерно на 22,5 млн долларов, а снизятся лишь на 2,7 млн.

При этом больше всего пострадает торговля с Россией, Японией и США: по подсчетам Р. Вилпишаускаса, разница между повышением и снижением импортных тарифов составит соответственно 6,8, 4,0 и 2,75 млн долларов. Предполагается, что вырастут пошлины на сельхозпродукты, а также стандарты требований по качеству. EС применяет свыше 10 антидемпинговых пошлин на российские товары - удобрения, металлы, жестяные изделия и др. Литве придется их применять тоже. Однако ситуация может измениться, если Россия, развивая отношения с ЕС в рамках договора о партнерстве и сотрудничестве, установит с ней режим свободной торговли.

Плоды свободы

"Свобода движения людей" откроет для жителей Литвы возможность выезжать на заработки в европейские страны, что сейчас актуально из-за высокой безработицы (официально - около 12% и неофициально - 25-30%) и относительно низких зарплат. Впрочем, эта возможность уже потихоньку легализуется: на заработки в Германию, Ирландию, Англию и некоторые другие страны уже сегодня можно попасть через биржу труда (правда, ограничения велики).

Со вступлением в ЕС связывают радужные ожидания и литовские автоперевозчики, которые ныне являются одним из самых многочисленных и сильных отрядов на этом рынке в Европе (по количеству TIR-книжечек их опережают только турки). Сегодня их возможности сильно сковывает Польша, лимитируя выдачу разрешений на транзит через свою территорию. С приемом обеих стран в ЕС она вынуждена будет отменить квоты.

Впрочем, получат они и "ложку дегтя". Как отмечает президент ассоциации литовских перевозчиков Linava Альгирдас Кондрусявичюс, жесткие европейские технико-экологические требования к транспортным средствам распространятся и на внутренние перевозки. Но если большинство "дальнобойщиков" в силу необходимости уже обзавелись машинами, соответствующими этим требованиям, то от местных водителей потребуются немалые капиталовложения. Кроме того, придется поднимать до европейского уровня акциз на бензин и дорожный налог, что также ударит по бизнесу перевозчиков.

Больной вопрос

Наиболее дискуссионным и вызывающим опасения в Литве последствием интеграции является судьба аграрного сектора. На его долю в 2000 году приходилось 10,2% ВВП и около 20% занятых - цифра, по европейским меркам, очень высокая (в целом по ЕС доля сельского хозяйства - 1,7%, а занято в нем всего 5% населения). Аграрники всерьез опасаются, что вступление в ЕС приведет к резкому сокращению сельскохозяйственного производства и разрушению деревни.

Еврооптимисты не отрицают обоснованности этих опасений - по их прогнозам, интеграция приведет к узкой специализации и интенсификации сельскохозяйственного производства, а значит, к сокращению занятости в аграрном секторе. Но они указывают на то, что ЕС помогает фермерам гораздо больше, чем Литва. По подсчетам шведского экономиста Стена-Руне Лундина на каждого жителя Евросоюза приходится 102,5 доллара, выделяемых на поддержку сельского хозяйства, в то время как в Литве - только 25 долларов.

Так что литовские фермеры выиграют от вступления страны в ЕС - и не только из-за увеличения дотаций, но и из-за снятия таможенных барьеров со странами ЕС. Правда, одновременно резко возрастут требования к качеству продукции (экологические, ветеринарные и пр.), причем не только в отношении экспортной продукции, но и для внутреннего потребления.

Два камня

Вступление Литвы в ЕС осложняют два особых фактора (помимо общих для большинства новичков). А именно: нерешенность вопроса о свободной продаже земли и необходимость закрытия Игналинской АЭС.

В отличие от Латвии и Эстонии, свободной купли-продажи земли в Литве еще нет - согласно 47 ст. Конституции земля сельхозназначения не может быть продана иностранцам. И это считается очень серьезным отклонением от требований ЕС.

На осенней сессии парламента соответствующие поправки должны быть приняты. Но чтобы избежать стремительного перехода земель в руки иностранных латифундистов, предлагается переходный период, в течение которого условия приобретения земли иностранцами были бы обставлены различными условиями.

К проблеме Игналинской АЭС в Евросоюзе относятся еще серьезней. Дело в том, что установленные на станции реакторы серии RBMK после Чернобыльской катастрофы признаны в ЕС ненадежными и запрещены к использованию на его территории. ЕС еще в 1994 потребовал закрыть станцию (1 блок - до 2005, второй - до 2014 года), но власти Литвы всерьез этим вопросом не озаботились. Формально был создан обязательный для АЭС "фонд закрытия", но к настоящему времени в нем скопилось лишь около 25 тыс. долларов, при том, что, по данным Вилпишаускаса, нужно как минимум 3,5 млрд долларов.

Между тем, помимо самого закрытия, надо еще создать альтернативную систему энергетики (АЭС обеспечивает около 80% потребностей страны), компенсировать потребителям удорожание энергии, решить социальные проблемы города атомщиков Висагинаса и т. д. Не говоря уже об учете бюджетных потерь от исчезающего экспорта электроэнергии, что составляет значительную долю поступлений в бюджет Литвы. В результате цена вопроса вырастает до умопомрачительных сумм, взять которые Литве сейчас негде.

После объявления о приеме новых членов Брюссель подчеркнуто жестко повторил свое требование. В 1999 году на конференции "спонсоров" заинтересованные страны ( в том числе и не члены ЕС - такие, как Польша, США, Швейцария и др.) скинулись (объявили заявки) в "фонд закрытия" на общую сумму около 215 млн евро, из которых 165 млн планирует внести ЕС. Если эти деньги поступят, их хватит, чтобы в 2005 закрыть первый блок. Что касается судьбы второго блока, то этот вопрос еще только будет рассматриваться при разработке новой редакции стратегии развития энергетики. Кстати, не исключено, что Литва будет настаивать на строительстве альтернативной современной атомной станции - в виде третьего энергоблока на той же Игналинской АЭС (чтобы сохранить инфраструктуру). /"Эксперт,Северо-Запад #19 (48), 24 сентября /




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 23.10.2019
    USD63,6336-0,1270
    EUR70,9196-0,2500
    E/U1,1145-0,0017
    БВК66,9123-0,1823
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Российский деловой портал «Альянс Медиа»
     · Бизнес России
    Бизнес-образование
     · Бизнес-план
     · БИНФО
     · Благотворительность
     · Бухгалтерский учет
     · Вся Россия
     · ВЭД
    Госзаказ
     · Дистанционный консалтинг
     · ЖКХ
     · Законы
     · Зоокластер
     · Инвестиции
     · Инновации
     · Исследования
    Исторические документы
     · ИТ и связь
     · Кино
     · Кластер инноваций
     · Кластерное развитие
     · Коммерческие предложения
    Легпром
     · Маркетинг
     · Мероприятия
     · Молодежь
     · Наука
     · Недвижимость
     · Охрана труда
     · Размещение пресс-релизов
    Пресса
     · Продукция и услуги
     · Работа
     · Рассылки
     · Реклама и PR
     · Ремесленничество
     · Рестораны
     · Русский язык
    Система ММЦ
     · Словарь
     · Социальное общество
     · Спорт
     · Стиль Мода Дизайн
     · Субконтрактация
    ТВ - Первый канал бизнеса
     · Тесты
     · Транспорт
     · Финансовые рынки
     · Экология
    Адыгея
     · Алтай
     · Амурская область
     · Архангельск
     · Астрахань
     · Башкортостан
     · Белгород
     · Брянск
     · Бурятия
    Владимир
     · Волгоград
     · Вологда
     · Воронеж
     · Дагестан
     · Еврейская АО
     · Забайкальский край
     · Иваново
     · Ингушетия
    Иркутск
     · Кабардино-Балкария
     · Калининград
     · Калмыкия
     · Калуга
     · Камчатка
     · Карачаево-Черкессия
     · Карелия
    Кемерово
     · Киров
     · Коми
     · Кострома
     · Краснодар
     · Красноярск
     · Курган
     · Курск
     · Ленинградская область
    Липецк
     · Магадан
     · Марий Эл
     · Мордовия
     · Москва
     · Московская область
     · Мурманск
     · Ненецкий АО
    Нижний Новгород
     · Новгород
     · Новосибирск
     · Омск
     · Орел
     · Оренбург
     · Осетия
     · Пенза
     · Пермь
     · Приморье
    Псков
     · Республика Алтай
     · Республика Крым
     · Ростов-на-Дону
     · Рязань
     · Самара
     · Санкт-Петербург
     · Саратов
    Сахалин
     · Свердловская область
     · Севастополь
     · Смоленск
     · Ставрополь
     · Тамбов
     · Татарстан
     · Тверь
     · Томск
    Тула
     · Тыва
     · Тюмень
     · Удмуртия
     · Ульяновск
     · Хабаровск
     · Хакасия
     · ХМАО-Югра
     · Челябинск
     · Чечня
    Чувашия
     · Чукотка
     · Якутия
     · Ямало-Ненецкий АО
     · Ярославль
    Дальневосточный ФО
     · Приволжский ФО
     · Северо-Западный ФО
     · Северо-Кавказский ФО
     · Сибирский ФО
     · Уральский ФО
    Центральный ФО
     · Южный ФО
    Австралия
     · Австрия
     · Азербайджан
     · Аргентина
     · Армения
     · АТЭС
     · Белоруссия
     · Бельгия
     · Болгария
     · Бразилия
    Великобритания
     · Венгрия
     · Вьетнам
     · Германия
     · Греция
     · Грузия
     · Дания
     · ЕАЭС
     · Египет
     · Израиль
     · Индия
    Ирландия
     · Испания
     · Италия
     · Казахстан
     · Канада
     · Кипр
     · Киргизия
     · Китай
     · Куба
     · Латвия
     · Литва
    Молдавия
     · Монголия
     · Нидерланды
     · Норвегия
     · Польша
     · Португалия
     · Румыния
     · Сербия
     · Словакия
     · Словения
    СНГ
     · Таджикистан
     · Тайвань
     · Туркмения
     · Турция
     · Узбекистан
     · Украина
     · Финляндия
     · Франция
     · Хорватия
    Черногория
     · Чехия
     · Швейцария
     · Швеция
     · Эстония
     · Южная Корея
     · Япония
    2003 - 2019 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности