Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Бизнес за рубежом

  номер 16(320) от 25.04.2006 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


ЧАСТНЫЙ СЕКТОР АЗЕРБАЙДЖАНА НЕ УСПЕВАЕТ АБСОРБИРОВАТЬ КРУПНЫЕ СРЕДСТВА

Богатое государство и бедный народ, треть которого живет за чертой бедности. Увы, это реалии Азербайджана.

"Нет денег - голова болит, есть деньги - болит вдвое сильнее". Кажется, именно в таком состоянии находится азербайджанское правительство. Наш народ терпеливый, и он дождался того момента, когда общенациональное достояние - нефть - превратилось в звонкую монету. Но, как оказывается, наличие звонкой монеты в бюджете еще не означает права людей на достойную жизнь. Более того, некоторые эксперты указывают на опасность возникновения уже в текущем году серьезных проблем в процессе удержания макроэкономической стабильности. В национальной экономике возникла угроза номер один - инфляция, готовая перечеркнуть все достигнутые за последние годы успехи. Что же подхлестнуло инфляцию?

ДИЛЕММА НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА

В текущем году, по расчетам экспертов Национального банка, в страну поступит от 800 млн. до 1 млрд. долларов. Для сравнения: в 2005 году объем поступлений составил 250 млн. долларов. В целом денежная база в национальной экономике была 750 млн. манатов. Понятно, что поступающие деньги должны быть конвертированы в манаты. И перед НБА стоит задача: либо провести денежную эмиссию, либо отказаться от вторжений на валютный рынок страны. Несложно заметить, что если НБА примет решение скупить всю валютную массу, то фактически ему придется удвоить денежную массу в экономике.

В свою очередь, рост денежной массы на 100% автоматически может вызвать взрыв инфляции, так как, прикупив в огромном количестве валюту, НБА практически пустит на рынок напечатанные манаты. Второй вариант - НБА отказывается приобретать часть валюты, и в итоге получается ситуация, когда на рынке много валюты, но мало манатов. Нарушенный спрос тоже не сулит перспектив - курс укрепляется, а это не самый лучший вариант для развития предпринимательства вследствие низкой конкурентоспособности азербайджанских товаров.

Итак, НБА стоит перед дилеммой - или получить инфляцию на уровне 20%, или не покупать валютуы а укреплять курс национальной валюты на все те же 20%. "Золотую середину" Нацбанк пока нашел в удержании однозначной инфляции и приобретении причитающегося объема валюты сверх нормы, то есть НБА будет давать ровно столько манатов, чтобы не выйти за рамки однозначной инфляции. Но в этом случае остается открытым вопрос, а насколько укрепится национальная валюта к концу года? При этом эксперты не скрывают, что корень проблемы заключен в одном: национальная экономика не может абсорбировать весь объем денежных поступлений.

ГОСУДАРСТВО - ГЛАВНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ

Национальная экономика имеет ограниченный потенциал для абсорбции поступлений в бюджет, где 60% средств приходится на нефтяной сектор. Для ограничения поступлений в нее валюты и был создан Государственный нефтяной фонд АР (ГНФАР). Иными словами, ограниченный совокупный спрос вынудил правительство не допустить завала экономики чрезмерными финансами. Сложилось мнение, что частный сектор не может сегодня осваивать крупные финансовые потоки. Вследствие этого из существующих компонентов совокупного спроса - потребление, инвестиции, государственные расходы и экспорт - в Азербайджане начинают доминировать последние. Азербайджанское правительство решило вооружиться одним из ведущих учений политической экономии - Кейнсианством, обосновывающим необходимость вмешательства государства в процесс воспроизводства.

Но если частный сектор вкладывает средства в бизнес для того, чтобы заработать, и происходит увеличение совокупного предложения, включая производство товаров и услуг, импорт, то государство, затрачивая деньги на инфраструктуру страны, таких далеко идущих целей не преследует. Потому совокупное предложение сокращается, и возникает проблема в виде Кейнсианской модели - инфляции. Кейнс считал, что если государство постоянно тратит средства, то экономика будет развиваться. Но данная теория, принятая в 30-х годах прошлого века, себя не оправдала, так как ее практическое осуществление привело к серьезным скачкам инфляции.

Частный сектор не может вкладывать средства в долгосрочную перспективу при высоких темпах инфляции. Пагубность данной теории можно проследить и на примере Турции, которая долгое время придерживалась в национальной экономике высоких темпов инфляции, но в итоге провела деноминацию.

ЧАСТНЫЙ СЕКТОР

Руководство страны неоднократно говорит о всевозрастающей роли частного сектора в национальной экономике, доля которого уже составила 75%. Несомненно, что ведущую роль в ней должны играть акционерные общества, сформированные на базе бывших государственных предприятий. Государственный комитет по ценным бумагам (ГКЦБ) является единственной структурой, в положении которой зафиксированы регулирование деятельности акционерных обществ и защита прав акционеров.

Однако в какой степени деятельность азербайджанских АО отвечает рыночным условиям? Стало притчей во языцех элементарное невыполнение правлениями акционерных обществ соответствующих законов, что приводит к ущемлению прав акционеров, владеющих мелким пакетом акций. А тут еще невыплата дивидендов, отсутствие собраний, продажа без их ведома оборудования и т.д. ГКЦБ старается по мере возможности разбираться с жалобами акционеров. Но дело еще и в том, что не на должном уровне обеспечена прозрачность хозяйственной деятельности АО. Можно по пальцам пересчитать случаи, когда АО с целью привлечения свободных денег использовали бы механизм размещения своих акций на финансовом рынке. Да и решится ли население вкладывать свои средства в ценные бумаги, когда решение об их использовании будут принимать не команда профессионалов, а сохранившие власть т.н. "красные директора".

Несмотря на заверения, что в стране завал финансовых средств, АО практически не могут найти свободных денег, и порой некоторые из них просто продают территорию, на которой расположены, другим предприятиям, тем самым как бы самоликвидируясь. Правительству очень трудно признать, что, кроме нефтяного сектора, в других отраслях для "частников" не создан благоприятный инвестиционный климат. Речь не идет о том, что государство должно вмешиваться в частный сектор. Тем более, что опыт государственного управления по взятию на себя всех функций "главного экономиста" хорошо нам известен на примере приказавшего долго жить Советского Союза. Частный сектор, как говорил Адам Смит, - это "невидимая рука" в рыночной экономике, и ему следует создать условия, где он на свой страх и риск мог бы принимать решение - вкладывать инвестиции в ту или иную отрасль или воздержаться.

ЦИВИЛИЗОВАННАЯ ЭКОНОМИКА БЕЗ СУБСИДИЙ

Не секрет, что в Азербайджане деятельность некоторых государственных компаний в области услуг убыточна. Правительственные чиновники эту ситуацию объясняют "попыткой богатого государства как-то компенсировать бедственное положение своих граждан". Но в целом они, скорее всего, "нейтрализуют" таким образом расточительство, хищение и т.п. Схема же должна выглядеть иначе: люди обязаны платить реальную цену за предоставляемые государственными компаниями услуги. Одним из основных принципов бюджетного управления надо сделать прохождение льгот через расходную часть бюджета. Разница в том, что в доходной части льготы - это освобождение какого-то конкретного производителя, а по расходной части - адресные выплаты пенсионерам, инвалидам, увеличение заработной платы для служащих в бюджетной сфере.

Нельзя допускать и субсидирования из бюджета, так как это первый путь к упомянутым выше расточительству и хищениям. А бедность - одна из главных причин тому. Азербайджан придерживается рыночной экономики, и здесь все должно иметь соответствующую стоимость. Если государство вмешивается в экономику, то оно фактически начинает ее субсидировать. А любая субсидия не есть показатель наличия рыночной экономики. /Зеркало (Азербайджан), 25 апреля /




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 21.09.2019
    USD63,8487-0,3712
    EUR70,5975-0,3398
    E/U1,1057+0,0011
    БВК66,8857-0,3571
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Российский деловой портал «Альянс Медиа»
     · Бизнес России
    Бизнес-образование
     · Бизнес-план
     · БИНФО
     · Благотворительность
     · Бухгалтерский учет
     · Вся Россия
     · ВЭД
    Госзаказ
     · Дистанционный консалтинг
     · ЖКХ
     · Законы
     · Зоокластер
     · Инвестиции
     · Инновации
     · Исследования
    Исторические документы
     · ИТ и связь
     · Кино
     · Кластер инноваций
     · Кластерное развитие
     · Коммерческие предложения
    Легпром
     · Маркетинг
     · Мероприятия
     · Молодежь
     · Наука
     · Недвижимость
     · Охрана труда
     · Размещение пресс-релизов
    Пресса
     · Продукция и услуги
     · Работа
     · Рассылки
     · Реклама и PR
     · Ремесленничество
     · Рестораны
     · Русский язык
    Система ММЦ
     · Словарь
     · Социальное общество
     · Спорт
     · Стиль Мода Дизайн
     · Субконтрактация
    ТВ - Первый канал бизнеса
     · Тесты
     · Транспорт
     · Финансовые рынки
     · Экология
    Адыгея
     · Алтай
     · Амурская область
     · Архангельск
     · Астрахань
     · Башкортостан
     · Белгород
     · Брянск
     · Бурятия
    Владимир
     · Волгоград
     · Вологда
     · Воронеж
     · Дагестан
     · Еврейская АО
     · Забайкальский край
     · Иваново
     · Ингушетия
    Иркутск
     · Кабардино-Балкария
     · Калининград
     · Калмыкия
     · Калуга
     · Камчатка
     · Карачаево-Черкессия
     · Карелия
    Кемерово
     · Киров
     · Коми
     · Кострома
     · Краснодар
     · Красноярск
     · Курган
     · Курск
     · Ленинградская область
    Липецк
     · Магадан
     · Марий Эл
     · Мордовия
     · Москва
     · Московская область
     · Мурманск
     · Ненецкий АО
    Нижний Новгород
     · Новгород
     · Новосибирск
     · Омск
     · Орел
     · Оренбург
     · Осетия
     · Пенза
     · Пермь
     · Приморье
    Псков
     · Республика Алтай
     · Республика Крым
     · Ростов-на-Дону
     · Рязань
     · Самара
     · Санкт-Петербург
     · Саратов
    Сахалин
     · Свердловская область
     · Севастополь
     · Смоленск
     · Ставрополь
     · Тамбов
     · Татарстан
     · Тверь
     · Томск
    Тула
     · Тыва
     · Тюмень
     · Удмуртия
     · Ульяновск
     · Хабаровск
     · Хакасия
     · ХМАО-Югра
     · Челябинск
     · Чечня
    Чувашия
     · Чукотка
     · Якутия
     · Ямало-Ненецкий АО
     · Ярославль
    Дальневосточный ФО
     · Приволжский ФО
     · Северо-Западный ФО
     · Северо-Кавказский ФО
     · Сибирский ФО
     · Уральский ФО
    Центральный ФО
     · Южный ФО
    Австралия
     · Австрия
     · Азербайджан
     · Аргентина
     · Армения
     · АТЭС
     · Белоруссия
     · Бельгия
     · Болгария
     · Бразилия
    Великобритания
     · Венгрия
     · Вьетнам
     · Германия
     · Греция
     · Грузия
     · Дания
     · ЕАЭС
     · Египет
     · Израиль
     · Индия
    Ирландия
     · Испания
     · Италия
     · Казахстан
     · Канада
     · Кипр
     · Киргизия
     · Китай
     · Куба
     · Латвия
     · Литва
    Молдавия
     · Монголия
     · Нидерланды
     · Норвегия
     · Польша
     · Португалия
     · Румыния
     · Сербия
     · Словакия
     · Словения
    СНГ
     · Таджикистан
     · Тайвань
     · Туркмения
     · Турция
     · Узбекистан
     · Украина
     · Финляндия
     · Франция
     · Хорватия
    Черногория
     · Чехия
     · Швейцария
     · Швеция
     · Эстония
     · Южная Корея
     · Япония
    2003 - 2019 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности