Цветовой спидометр - устройство цветового отображения скорости автомобилей - изготовили и запатентовали специалисты из компании "Транс-колор" в сотрудничестве с фирмами "Инновационный Центр Новых Технологий" и "Оптрон". Это не первая попытка объединить сразу три понятия - цвет, пространство и время - с тех пор, как композитор Александр Скрябин придумал светомузыку.
Основной элемент цветового спидометра - это подключенный к бортовой сети и датчику Холла небольшой цветовой преобразователь, расположенный под капотом автомобиля. Кроме того, под козырьком над панелью приборов расположены индикатор скорости и кнопка для его настройки.
Если не погружаться в технические детали, то суть дела такова. Датчик Холла, который служит для измерения магнитного поля, позволяет легко превратить в электрический сигнал скорость вращения колеса. А специально разработанный трехцветный светодиод меняет свой цвет в зависимости от силы электрического тока. Так скорость приобретает цвет - окраска индикатора плавно изменяется от синего, что соответствует наименьшей скорости, до пурпурного, проходя с ростом скорости движения оттенки зеленого, желтого и красного.
Водителю уже нет необходимости вглядываться в цифры спидометра (хотя новый прибор вовсе не отменяет, а только дополняет традиционный) , достаточно беглого взгляда на индикатор, чтобы мгновенно оценить скорость. Цветовой спидометр всегда находится перед глазами. Благодаря этому (если пользоваться специальной терминологией) "уменьшается время снятия отсчета скорости и количество ошибок в ее определении".
Важно, что так называемая контрольная скорость, т. е. оптимальная для данных условий, всегда отображается желтым светом. Однако возникает естественный вопрос: разрешенная скорость в разных местах разная, скажем, в городе одна, вне населенного пункта другая, а на скоростных магистралях вообще третья. Как быть?
Для этого и существует кнопка настройки индикатора - третий блок спидометра. Во время движения со скоростью, принятой водителем за образец, достаточно нажать на кнопку спидометра, и тот "поймет", что это и есть контрольная скорость, которой соответствует желтый цвет индикатора. Вся цветовая гамма скоростей соответственно сместится. Значит, скорость, меньшая этой заданной, будет отображена оттенками синего и зеленого, а большая - сначала оттенками красного, а потом - пурпурного, предупреждая о превышении.
У цветового спидометра есть и еще одно неоценимое достоинство. В сумерки и в темноте его индикатор повышает адаптационную готовность зрения, а значит, снижает вероятность того, что фары встречных машин на мгновение ослепят водителя и тот утратит контроль над ситуацией. ("Ведомости", 05.06.2002)