Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Деловая Москва

  номер 38(792) от 07.10.2010 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


Н.СТЕПАНЦЕВА: «АУДИТ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ – ДОСТОЙНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

Работа по созданию в России Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» длилась более четырех лет. И вот в мае 2009 года Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ вступил в силу. С тех пор прошло полтора года, которые показали актуальность и обоснованность внедрения новых законодательных актов в пожарной безопасности, а новый ФЗ № 123 уже окрестили «революционным».

Произошла ли на самом деле революция в сфере пожарной безопасности? Как работает новый закон? Наконец, что изменилось в сознании общества в связи с его принятием и применением?

На эти и другие вопросы мы попросили ответить начальника отдела пожарного аудита Специализированного научно-производственного центра «Пожоборонпром» Наталью Ивановну Степанцеву.

Наталья Ивановна, пожарная безопасность – это та самая область, в которой очень высока роль и влияние человеческого фактора. Как этот фактор отразился в новом Техническом регламенте?

– Да, человеческий фактор в сфере безопасности, и пожарной прежде всего, чрезвычайно важен. И новый Техрегламент в этом смысле, я бы сказала, выполняет миссию – этот закон становится основополагающим для каждого хозяйствующего субъекта вне зависимости от формы собственности и вида деятельности! Достаточно только перечислить те задачи, которые решались при разработке Технического регламента, чтобы определить, насколько важным стало его принятие и внедрение в жизнь. Разработчики ФЗ № 123 должны были:

– определить на законодательном уровне основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты;

– сформировать принципиально новый механизм реализации требований в области пожарной безопасности и контроля их выполнения;

– обеспечить комплексную пожарную безопасность территорий, зданий, сооружений, транспортных средств, технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;

– установить минимально необходимые требования пожарной безопасности к различным видам продукции;

– внедрить системы гибкого нормирования в области пожарной безопасности (оценка пожарного риска, добровольное противопожарное страхование).

– Но насколько кардинально новыми стали внедряемые изменения?

– Конечно, никто и не ставил своей задачей «разрушить до основания, а затем...». За основу в Техническом регламенте были взяты требования пожарной безопасности, уже применяемые на территории Российской Федерации, отработанные годами, десятилетиями и ставшие привычными для участников рынка документы. Но вместе с тем закон ввел ряд инновационных моментов, которые ранее не применялись.

– Можно подробнее рассказать об этом?

– Требование времени – создание единой государственной системы управления обеспечением безопасности, основанной на общих методологических принципах. Для этого были введены новые показатели: установлены нормативные (допустимые) уровни «индивидуального пожарного риска» для зданий, сооружений и строений, который «не должен превышать значения одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания точке» и для производственных объектов – до одной десятитысячной. Принят принципиально новый подход к вопросам обеспечения безопасности людей и имущества от пожаров.

– Как же тогда согласно новому Техническому регламенту определить, что пожарная безопасность объекта соблюдена?

– Пожарная безопасность будет считаться обеспеченной, если хозяйствующий субъект реализовал одно из двух условий: либо выполнил все соответствующие требования, установленные как в федеральных законах о технических регламентах, так и в нормативных документах по пожарной безопасности, либо исполнил только обязательные требования, установленные в федеральных законах о технических регламентах при величине индивидуального пожарного риска не более допустимой. Данная возможность выбора определена статьями 4, 6, 79, 93 вышеупомянутого закона, причем выбор производится исключительно собственником объекта.

– А как изменилось соотношение государственного надзора и добровольного аудита в сфере пожарной безопасности?

– В соответствии с Техническим регламентом в РФ появились альтернативные формы оценки соответствия состояния и деятельности в области обеспечения пожарной безопасности. Это либо Государственный пожарный надзор, либо независимая оценка риска – аудит пожарной безопасности. Другими словами, в соответствии со статьей 144 Технического регламента предпринимателю, хозяйствующему субъекту дается право выбора формы осуществления надзора за пожарной безопасностью на его объекте. Это может быть контроль только за соблюдением того минимального перечня требований, который необходимо выполнять для обеспечения на объекте допустимого уровня пожарного риска.

– А может быть и вариант на основе оценки и расчета пожарного риска?!

– Совершенно верно, именно так. Как правило, надзор носит обязательный, выборочный, эпизодический характер, он не в состоянии охватить всю деятельность организации и поэтому нацелен прежде всего на выявление отклонений, нарушений. К нарушителю применяются меры воздействия, санкции. В связи с этим лицо, подвергаемое надзору, не заинтересовано в полном и объективном выявлении всех несоответствий. Совершенно другая роль отводится аудиту пожарной безопасности. Аудит проводится независимой экспертной организацией по приглашению собственника или руководителя объекта – добровольно и систематически, в целях самоконтроля соблюдения государственных требований и добровольно принятых обязательств или в целях добровольного подтверждения соответствия. Результатом аудита является только перечень выявленных несоответствий, который является основанием для разработки плана мероприятий по их устранению. Именно Технический регламент регулирует взаимоотношения хозяйствующего субъекта и надзорного органа в вопросах проведения аудита и отчетности по результатам аудита. Все несоответствия, которые выявляются в ходе добровольного аудита и включенные в план мероприятий по устранению этих несоответствий, не могут использоваться надзорными органами для применения санкций. Немаловажно и то, что независимая экспертная организация, которая проводит аудит, разделяет ответственность с руководителем объекта по выполнению плановых мероприятий.

– А как изменилась позиция собственника объекта в связи с открывающимися перед ним возможностями благодаря новому Техническому регламенту?

– Современный руководитель уже сегодня стал заинтересован в максимально тщательном и принципиальном проведении именно аудита, в отличие от надзора. Он прекрасно понимает, что невыявленные нарушения таят в себе скрытые риски, угрозы для осуществления деятельности, неожиданные иски и санкции. Кстати, необходимо отметить еще один альтернативный подход к оценке соответствия объекта требованиям пожарной безопасности. Это – добровольное пожарное страхование. Элементы страхования – тоже своего рода инновация. Закон оговаривает, что при обеспечении пожарной безопасности в качестве законной альтернативы можно применять страхование имущественной ответственности перед третьими лицами.

– И в самом деле, Технический регламент стал революционным...

– ...именно благодаря возможности выбора формы оценки соответствия объекта требованиям пожарной безопасности. Как видим, такая альтернатива способствует снижению административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности и обеспечению прозрачности процедур осуществления государственного надзора, что в свою очередь предупреждает проявления коррупции в этой сфере деятельности. А это и есть основная цель закона – обеспечить высокую степень защиты общества от пожаров, соответствующую современному уровню развития экономики, на основе реализации конституционного права собственника рисковать своим имуществом при безусловном выполнении мероприятий, направленных на защиту жизни, здоровья людей и чужих интересов.

– Для России подобное решение вопроса пожарной безопасности можно назвать инновационным. А как решаются подобные задачи в других странах? Есть ли подобный опыт, скажем, на Западе?

– Подобный подход к оценке риска и элементам страхования без участия органов пожарного надзора применяется во многих странах. Существуют страны, в которых вообще нет органов госнадзора в этой области. Вместо этого там существует механизм декларирования в области пожарной безопасности или страхования.

– Как вы оцениваете перспективы продвижения нового Технического регламента?

Конечно же мы понимаем, что революционный переворот в сознании общества произвести одномоментно невозможно. Адаптационный период к новым требованиям займет некоторое время. Потому как должна произойти перестройка взаимоотношений всех сторон, заинтересованных в обеспечении приемлемого уровня пожарной безопасности, что в конечном итоге приведет к осознанию личной и общей ответственности за последствия.

 

 




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 11.12.2018
    USD66,2416-0,6811
    EUR75,7075-0,3702
    E/U1,1429+0,0061
    БВК70,5013-0,5412
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Российский деловой портал «Альянс Медиа»
     · Бизнес России
    Бизнес-образование
     · Бизнес-план
     · БИНФО
     · Благотворительность
     · Бухгалтерский учет
     · Вся Россия
     · ВЭД
    Госзаказ
     · Дистанционный консалтинг
     · ЖКХ
     · Законы
     · Зоокластер
     · Инвестиции
     · Инновации
     · Исследования
    Исторические документы
     · ИТ и связь
     · Кино
     · Кластер инноваций
     · Кластерное развитие
     · Коммерческие предложения
    Легпром
     · Маркетинг
     · Мероприятия
     · Молодежь
     · Наука
     · Недвижимость
     · Охрана труда
     · Размещение пресс-релизов
    Пресса
     · Продукция и услуги
     · Работа
     · Рассылки
     · Реклама и PR
     · Ремесленничество
     · Рестораны
     · Русский язык
    Система ММЦ
     · Словарь
     · Социальное общество
     · Спорт
     · Стиль Мода Дизайн
     · Субконтрактация
    ТВ - Первый канал бизнеса
     · Тесты
     · Транспорт
     · Финансовые рынки
     · Экология
    Адыгея
     · Алтай
     · Амурская область
     · Архангельск
     · Астрахань
     · Башкортостан
     · Белгород
     · Брянск
     · Бурятия
    Владимир
     · Волгоград
     · Вологда
     · Воронеж
     · Дагестан
     · Еврейская АО
     · Забайкальский край
     · Иваново
     · Ингушетия
    Иркутск
     · Кабардино-Балкария
     · Калининград
     · Калмыкия
     · Калуга
     · Камчатка
     · Карачаево-Черкессия
     · Карелия
    Кемерово
     · Киров
     · Коми
     · Кострома
     · Краснодар
     · Красноярск
     · Курган
     · Курск
     · Ленинградская область
    Липецк
     · Магадан
     · Марий Эл
     · Мордовия
     · Москва
     · Московская область
     · Мурманск
     · Ненецкий АО
    Нижний Новгород
     · Новгород
     · Новосибирск
     · Омск
     · Орел
     · Оренбург
     · Осетия
     · Пенза
     · Пермь
     · Приморье
    Псков
     · Республика Алтай
     · Республика Крым
     · Ростов-на-Дону
     · Рязань
     · Самара
     · Санкт-Петербург
     · Саратов
    Сахалин
     · Свердловская область
     · Севастополь
     · Смоленск
     · Ставрополь
     · Тамбов
     · Татарстан
     · Тверь
     · Томск
    Тула
     · Тыва
     · Тюмень
     · Удмуртия
     · Ульяновск
     · Хабаровск
     · Хакасия
     · ХМАО-Югра
     · Челябинск
     · Чечня
    Чувашия
     · Чукотка
     · Якутия
     · Ямало-Ненецкий АО
     · Ярославль
    Дальневосточный ФО
     · Приволжский ФО
     · Северо-Западный ФО
     · Северо-Кавказский ФО
     · Сибирский ФО
     · Уральский ФО
    Центральный ФО
     · Южный ФО
    Австралия
     · Австрия
     · Азербайджан
     · Аргентина
     · Армения
     · АТЭС
     · Белоруссия
     · Бельгия
     · Болгария
     · Бразилия
    Великобритания
     · Венгрия
     · Вьетнам
     · Германия
     · Греция
     · Грузия
     · Дания
     · ЕАЭС
     · Египет
     · Израиль
     · Индия
    Ирландия
     · Испания
     · Италия
     · Казахстан
     · Канада
     · Кипр
     · Киргизия
     · Китай
     · Куба
     · Латвия
     · Литва
    Молдавия
     · Монголия
     · Нидерланды
     · Норвегия
     · Польша
     · Португалия
     · Румыния
     · Сербия
     · Словакия
     · Словения
    СНГ
     · Таджикистан
     · Тайвань
     · Туркмения
     · Турция
     · Узбекистан
     · Украина
     · Финляндия
     · Франция
     · Хорватия
    Черногория
     · Чехия
     · Швейцария
     · Швеция
     · Эстония
     · Южная Корея
     · Япония
    2003 - 2018 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности