Четыре года после принятия закона о налоге на покупку иностранной валюты в него вносилось немало поправок, и все же остались лазейки для мошенников. Как пресекается их деятельность? На этот и другие вопросы "Века" отвечает начальник управления по работе с кредитными организациями Министерства РФ по налогам и сборам Андрей СНИТКО.
- Андрей Александрович, неясностями закона пользуются нечестные на руку банки, применяющие различные схемы ухода от налога!
- Да, действительно, проанализировав движение иностранной валюты по данным Центрального банка, сложилось впечатление, что мы этот налог недобираем в силу использования банками различных схем ухода от его уплаты. Так, по экспертной оценке, в бюджетную систему России за прошлый год должно было поступить за операции купли-продажи иностранной валюты свыше 3,8 млрд руб., а фактически пришло только 2,5 млрд руб. Механизм ухода от налога известен. Например, вместо прямой покупки или продажи валюты населению организуются так называемые "прогонки" через счета, открытые в банках, и создается ширма для прикрытия сделки купли-продажи. Закон этого не позволяет. Если, например, выплачиваемая иностранная валюта поступила на счет с другого валютного счета, то, кажется, что нет объекта налогообложения. Но в законе прописано, что налоговой базой является сумма в рублях, уплачиваемая с валютного счета. Таким образом, независимо, через сколько валютных счетов были проведены деньги, налог должен быть уплачен, поскольку есть объект налогообложения. Банковские документы позволяют определять, была ли при покупке валюты уплачена или нет конкретная сумма.
С целью пресечения попыток уклонения от уплаты налога на покупку иностранных денежных знаков налоговыми органами планируется установить единый механизм исчисления и контроля за полнотой и своевременностью перечисления кредитными организациями этого налога. Министерством готовятся методические рекомендации, разъясняющие, при проведении каких операций с покупкой валюты за наличные рубли и с выдачей наличной валюты с валютных счетов возникает объект налогообложения. Отдельные банки удерживают рубли либо валюту в течении 1-2 дней на своих счетах, объясняя это технологическим процессом конвертации. Обычно так поступают банки-монополисты. Если технологический процесс занимает 2 дня, то уплата рублей за 2 дня будет рассматриваться как объект налогообложения.
- Какие меры принимает министерство по пресечению схем ухода от налога?
- Это наша контрольная работа. Все обнаруженные схемы оспариваются в судах. А санкции определены Налоговым кодексом. Штрафы составляют 20 процентов от не перечисленных в бюджет сумм. Но больший эффект дают не санкции, а осознание, что выигрыш при неуплате налога невелик. Банки нарушают законодательство потому, что процент, который налогоплательщик должен заплатить в бюджет, идет им в доход. Но большинство банков дорожат своей репутацией и предпочитают платить налог.
- Сколько банков, по вашим оценкам, грешат нарушениями налогового законодательства? - Их насчитывается несколько десятков. В основном это банки Москвы и Санкт-Петербурга, где они пытаются получить максимальный доход от сделок.
- В конце нынешнего года ожидается отмена налога на покупку иностранной валюты. Может, это преждевременное решение?
- Налога на куплю-продажу валюты нет ни в одной стране мира. Он был вызван спецификой нашей финансовой системы. В русле всей налоговой реформы ставится задача, чтобы каждый налог был ясен налогоплательщику, поскольку все неопределенности толкуются в его пользу. Мы надеемся, что будет однозначное понимание всеми налогоплательщиками, в каком случае налог должен быть уплачен. Суммы, собираемые с этого налога, в общем объеме поступающих средств составляют всего 0,2 процента. И все же, когда налог будет отменен, контрольные проверки за последние три года его действия будут продолжаться.
/"Век", 01.03.2002/