Видеопутешествие в собственный желудок
Один японец трясет перед лицом другого рукой: "Угадай, что у меня в кулаке?" "Телевизор". Вопрошающий хмыкнул: "Правильно. А сколько?"
Этот анекдот весьма жизненный. Японцы не перестают удивлять мир миниатюризацией современной техники. Телевизор размером со спичечный коробок - это уже вчерашний день.
Однако создание сверхмалых электронных приборов не является для японских "кулибиных" самоцелью. Это лишь средство в решении тех или иных сложнейших технических задач.
С последней новинкой изобретателей фирмы "Олимпус" марийские медики имели возможность познакомиться на прошлой неделе. Фотоаппараты, приборы, оптика с этой маркой широко известны, но наибольшую известность "Олимпусу" принесли стекловолоконные фиброгастроскопы, распространенные во всем мире.
Интересно проследить историю изобретения этого столь необходимого в диагностике и лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта прибора. Первые японские аппараты для фотографирования полости желудка изнутри приносили больному невыносимые страдания. Представьте себе, что по пищеводу нужно было протолкнуть жесткий стержень. Некоторым больным приходилось удалять часть зубов. Во время процедуры зафиксированы и летальные исходы. Потом появилась стекловолоконная оптика, хирургические инструменты для эндоскопических операций.
Техническая мысль не стоит на месте. Инженеры фирмы поставили перед собой задачу к концу тысячелетия произвести революционное изменение изобретенного ими же метода. И слово свое они сдержали. Японская новинка была представлена на научной конференции эндоскопистов, собравшей в Республиканской больнице специалистов из Москвы, Ярославля, Нижнего Новгорода, Чебоксар и всех районов Марий Эл.
В чем же суть нового прибора, который, кстати, похож на своего предшественника? В его основу положена уже не стекловолоконная оптика, а эндоскопическая видеосистема. Да, мы вместе с "лампочкой" теперь глотаем и сверхминиатюрную телекамеру, которая передает четкое, яркое изображение на монитор.
Для впервые видящего процесс фиброгастроскопии на экране телевизора картина совершенно фантастическая. Миновав частокол зубов, телекамера летит куда-то вниз по узкому извилистому проходу, красно-розовые стенки которого судорожно сжимаются. Вот она вдруг выныривает в обширной пещере, являющейся всего-навсего желудком, только изнутри. А дальше - грот с изумрудными потеками на стенках. Вот картинка замерла. Во весь экран отчетливо видна язва.
Для больного в принципе ничего не изменилось, он по-прежнему испытывает несколько достаточно неприятных минут. Зато медики, поработавшие на новом "Олимпусе", не могут скрыть своего восхищения.
Самое главное достоинство представляемого в Йошкар-Оле прибора в том, что он многократно увеличивает диагностическую ценность метода обследования. Из субъективного, основанного на знаниях и ощущениях эндоскописта, он становится объективным. Ведь наблюдать за "путешествием" фиброгастроскопа внутри человека могут теперь и другие специалисты. В сложном случае тут же можно провести консилиум, многократно прокрутить сделанную видеозапись. Сравнение ее с последующими записями позволяет наблюдать динамику лечения. Можно этот самый видеофильм по современным средствам коммуникации перегнать хоть в Москву, хоть в Токио и, не выезжая из Йошкар-Олы, получить исчерпывающую консультацию.
А насколько просто с помощью нового "Олимпуса" обучать молодых специалистов!
Наконец, новый прибор решает проблему выявления раннего рака, что с помощью волоконных фиброгастроскопов сделать было крайне сложно. Обследования чаще лишь констатировали рак на тех стадиях, когда вмешательство было уже малоэффективным. В Японии с помощью видеоэндоскопов сегодня выявляется треть ранних опухолей, за счет чего резко возрастает выживаемость пациентов с данным диагнозом.
Не случайно в самой Японии эти приборы на 99 процентов вытеснили стекловолоконные, в США - на 87, в Европе - на 85. А в России их только 3 процента, да и те сосредоточены в пределах московской кольцевой дороги. Чудо уже то, что апробация новинки прошла в провинции. Впрочем, для российских эндоскопистов Йошкар-Ола таковой тьмой-глухоманью не является благодаря соответствующему отделению Республиканской больницы, возглавляемому кандидатом медицинских наук Натальей Митраковой.
Пройдет оговоренный срок, и японское чудо уедет в Москву. Но будем надеяться, что "Олимпус" XXI века пропишется в ближайшем будущем и в Йошкар-Оле. ("Марийская правда", 06.12.2001)