номер 20 (93) от 23.05.2001 Архив

"АНТИКРИМИНАЛ" - В НОС ПО 10 КАПЕЛЬ

Генетики вышли на борьбу с преступностью

Судебный процесс в американском штате Джорджия взбудоражил весь юридический мир. Шустрый адвокат потребовал, чтобы убийцу Стефана Мобли, которому грозила смертная казнь, подвергли генетическому обследованию. Идея эта посетила защитника не случайно: стало известно об одной голландской семье, в которой несколько поколений мужчин отличались дикими выходками! Утверждалось, что у них нарушен ген МАО, который призван в человеческом организме гасить излишнюю агрессивность. Обнаружение у Мобли аналогичной мутации, по мнению адвоката, означало бы, что преступник не отвечает за свои поступки и приговор должен быть смягчен. Суд это требование отклонил.

Что это, неверие в нынешние возможности генетики? Почему в самом деле ее выводы не могли быть в суде аргументом?

Помните, в пьесе Евгения Шварца "Обыкновенное чудо" король жалуется: "Сделаешь гадость, и никто не хочет понять, что ты тут ни при чем, виноваты прадеды, прабабки, дяди и тетки. Вот и просыпается во мне то один, то другой". Пьеса написана давно, но у многих и сейчас похожие представления о наследственности.

Еще древние греки спрашивали: что есть человек? Существо только биологическое или еще и общественное, социальное? Сторонники решающего влияния "среды" рекомендовали беременным женщинам слушать музыку - вдруг родится второй Моцарт? Старая байка: одна английская леди часами сидела у картины с изображением рыцаря на коне и его очаровательных детей. Именно таких она мечтала произвести на свет. Злые языки потом утверждали, что подросшее чадо стало сильно смахивать на лошадь!

А вот знаменитый Ломброзо утверждал, что преступниками рождаются и их можно выявлять по форме черепа. Потом появилась наука "евгеника", претендовавшая на знание путей улучшения всего рода человеческого. Начала ее можно разглядеть еще во времена спартанцев, которые хилых детей сбрасывали в пропасть, или Петра I, который запрещал "дуракам" жениться. А можно вспомнить, что в начале прошлого века в ряде американских штатов ввели стерилизацию преступников. Претворять идеи евгеники взялся и Гитлер, улучшая арийскую расу, уничтожая "неполноценные", по его мнению, народы.

Нынешний бум генетики, ее удивительные открытия последнего времени окрылили сторонников "биологии", они воспряли духом. Появилась надежда устранить преступность - самую больную во все времена язву общества. Ведь ее корни, согласно представлениям многих ученых, в частности Фрейда и нобелевского лауреата Конрада Лоренца, - в природной агрессивности человека, проистекающей из инстинкта борьбы за выживание.

Открытие гена агрессивности означало бы победу над несовершенствами биологической сущности человека. И вот новость, облетевшая весь мир: найдена хромосома-убийца!

- Тогда казалось, что зарубежные биологи сделали сенсационное открытие, - рассказывает старший научный сотрудник лаборатории генетики Научного центра психического здоровья РАМН, кандидат психологических наук Маргарита Алфимова. - У нескольких преступников мужского пола они выявили аномалию: две половые хромосомы вместо одной. Эти люди отличались высоким ростом и низким уровнем интеллекта. Как и в случае с МАО, адвокаты стали требовать для таких особей смягчения наказаний. Дело стало принимать серьезный оборот. Так, в Дании соотвествующими обследованиями охватили все мужское население. Но только у 4 тысяч человек обнаружили эти аномалии. Однако преступники - лишь малая часть из них, все остальные - обычные законопослушные граждане. Пришлось лишнюю половую хромосому "реабилитировать".

Затем среди "подозреваемых" побывали гены ферментов серотонина и NO-синтазы, женского полового гормона. В экспериментах на мышах "отключение" этих генов резко повышало агрессивность животных. Казалось бы, все ясно. Но в других опытах гены вели себя по-иному и путали ученым все карты, каждое новое открытие крушило бастионы старых воззрений. Зашаталась даже давняя теория о влиянии мужского полового гормона тестостерона на агрессивность.

- Словом, ученые пока не могут доказать, что существует однозначная связь между генами, якобы ответственными за агрессивность, и соответствующим поведением человека, - говорит Алфимова. - Удастся ли это в будущем? Сомневаюсь. Ведь мы - не арифметическая сумма генов, а их сложный ансамбль, в котором они взаимодействуют. Что возьмет верх - зависит от множества факторов, в том числе, конечно, и от среды. Так, человек с повышенной агрессивностью может стать и преступником, и олимпийским чемпионом.

Только что вышедшая в США книга "Генетика и преступность" делает однозначный вывод: для суда единственный критерий - вменяемость обвиняемого. А какова природа дефекта его личности, на которую могут упирать адвокаты, генетическая либо иная, - значения не имеет. Ведь человек тем и отличается от животного, что несет полную ответственность за то, что совершает. Тот, кто нарушает закон, зная при этом о своих генетических аномалиях, только усугубляет собственную вину. Он обязан уметь управлять собой.

Но спросим себя: а вдруг да оправдаются надежды сторонников "биологического человека" - удастся отыскать гены агрессии. Что тогда? А тогда рукой подать до создания препарата под условным названием "антикриминал". А потом закапывать его в нос тем, кто однажды нарушил закон, или вшивать его в виде капсулы.

- Преступники в подавляющем большинстве - нормальные люди, - утверждает Алфимова. - Нарушать закон их в первую очередь толкает все-таки среда, а не биология. Даже если "антикриминал" и будет создан, это будет лекарство для патологических случаев.

Итак, пока наука копается в наших с вами генах, выискивая ту или иную их власть над нами, мы должны себе сказать: на гены надейся, а сам не плошай! ("Век", 18.05.2001)