Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Новые технологии

  номер 14 (87) от 11.04.2001 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


ГОТОВА ЛИ РОССИЯ К ДЕМОКРАТИИ?

"Это что еще за электронное правительство? Кто его сформировал? Кто его премьер, не вы часом?" - Андрей Коротков, начальник департамента правительственной информации аппарата правительства РФ, услышав вопросы из зала, просто опешил, а потом рассмеялся и поспешил откреститься от должности главы теневого электронного кабинета. Дело было на конференции "Электронное правительство в России", проходившей в рамках выставки E-Commex`2001 и собравшей представительный состав участников - от депутатов Думы и чиновников правительства до президента американской ТПП в России Эндрю Соммерса.

А вопрос-то не смешной. Дело ведь не только в том, чтобы найти адекватную замену английскому e-Government, переводимому на русский язык как "электронное правительство", что и дает повод для шутки. Хотя, кстати говоря, и на Западе его не всегда понимали однозначно, одно время так называли футуристическое правительство "электронных граждан", регулирующее жизнь и безопасность Сети в целом и электронный бизнес в частности. В современном понимании термин e-Government толкуется намного шире, чем "электронное правительство" или даже более правильное - "электронное управление государством", то есть использование в органах государственного управления современных технологий, в том числе и интернет-технологий. E-Government сейчас - это очень лаконичное описание современного подхода к определению роли правительственных органов в жизни государства и общества, получающего все большее распространение на Западе. Современный подход к государству исходит из того, что оно обладает всеми признаками крупной корпорации: у него есть бюджет, расходы, доходы, у него есть акционеры и одновременно клиенты - граждане, которые заинтересованы в том, чтобы государственные сервисы были максимально дешевы и доступны. И в соответствии с этим подходом государство, подобно крупной корпорации, должно стремиться к тому, чтобы удовлетворять интересы прежде всего своих акционеров, а с этой целью - повышать свою эффективность, точно так же, как корпорация должна повышать свою капитализацию, меняя модели работы на более технологичные и эффективные.

На Западе использование Интернета органами управления рассматривается сейчас как одна из возможностей повысить эффективность государственной власти, вот почему к популярным в Интернете обозначениям "B" и "C", что означает, соответственно, "бизнес" и "потребитель" и давно используется во всяких сочетаниях (B2B, B2C...), теперь прибавилась новая - "G". А сооружение "электронного правительства" заняло в планах политиков и интеграторов прочное место. Как и раньше, в случае с B2B и B2C, сейчас многие ожидают, что внедрение информационных технологий в государственное управление позволит быстро все оптимизировать: снизить издержки на содержание государства, ускорить взаимодействие органов государственной власти и друг с другом, и с гражданами-акционерами. Один из самых главных аргументов в пользу "электронного правительства", которые приводят его сторонники, - повышение "прозрачности" власти за счет перехода на новый уровень обратной связи как с гражданами, так и с бизнесом. Другим шум вокруг пресловутой "G" очень уж напоминает шум вокруг электронной коммерции, правда, он уже сменился апатией.

По сути же, речь идет о смене парадигмы государственной власти. "Мировой опыт показывает, что модель электронного правительства естественна и привлекательна для тех стран и культур, в которых государство воспринимается как обслуживающая, сервисная структура", - считает Игорь Агамирзян, руководитель Восточно-европейского отдела по связям с научно-исследовательскими организациями Microsoft Research и одновременно представитель от российского бизнеса в группе DOT Force. Но такова ли наша культура?

На вопросы "Эксперта" отвечает начальник департамента правительственной информации аппарата правительства РФ, советник Генерального секретаря ООН по коммуникационным и информационным технологиям Андрей Коротков:

- Андрей Викентьевич, вы хорошо знакомы с зарубежным опытом создания "электронных правительств". Что заставляет разные страны активно внедрять современные информационные и коммуникационные технологии в государственном управлении? И как далеко мы в России продвинулись на этом пути?

- Бизнес-структуры во всем мире очень быстро поняли, что информационно-коммуникационные технологии позволяют оптимизировать корпоративное управление, сокращать транзакционные издержки, повышать качество работы с клиентом. Если рассматривать государственные органы как управляющие структуры, оказывающие специфические государственные услуги, то становится очевидным, что с помощью информационно-коммуникационных технологий они тоже могут повысить эффективность административного управления, как во внутренней (аппаратной) среде, так и в регулировании общественных процессов, эффективнее расходовать бюджетные средства, сократить издержки на содержание государственного аппарата.

У всех государств аналогичные функции, обязанности перед обществом, схожая система государственного управления, так что перспективы создания "электронного правительства" в России ровно такие же, как и в других странах. И проблемы те же. Переход на новые технологии, не имеет значения, говорим мы о бизнесе или о государственных органах, - это в меньшей степени технический или технологический процесс, в большей - процесс "реинжиниринга" управленческих процедур, управленческой культуры, требующий изменения менталитета, а иногда смены всей парадигмы деятельности. А люди не всегда готовы переносить свою деятельность в новую среду, на новые технологии. Даже бизнес сталкивается с инерционностью сложившейся структуры управления, аппарата, культуры и традиций менеджмента - и в этом, кстати, одна из причин краха новой экономики. Поэтому я не думаю, что процесс "электронизации" сферы государственного управления будет быстрым. Скорее всего он пойдет по пути постепенного освоения новых возможностей, через информатизацию отдельных участков деятельности.

- Что может быть реализовано быстрее: автоматизация отношений и документооборота между ведомствами (G2G), отношения государственных органов и бизнеса, например автоматизация расчетов по налогам или проведение электронных тендеров на поставку оргтехники (B2G), организация обратной связи с гражданами (G2C)?

- Реализовать можно все. Новые технологии уже начинают внедряться в сфере внутренних управленческих задач. Например, в аппарате правительства мы приступили к внедрению электронного документооборота, уже функционирует система внутренней электронной почты. Эти работы инициированы и контролируются руководителем аппарата правительства Игорем Шуваловым.

Если говорить о взаимодействии власти и бизнеса, то применение новых технологий позволяет сделать многие участки взаимодействия государства и бизнеса более прозрачными, что, конечно, снизит возможности для коррупции. Но многое будет зависеть не только от стремления государственных органов быть более открытыми, но и от готовности самого бизнеса работать открыто. Несложно сделать B2G-площадку, на которой будут проводиться тендеры или аукционы, и все там правильно организовать. Но если одна из сторон предпочтет одновременно и "неформальное" общение, позитивного результата не будет.

Что же касается G2C, то пока у нас еще нет серьезной интерактивной инфраструктуры, которая обеспечила бы диалог и взаимодействие государства и граждан. Но высшие должностные лица государства все чаще участвуют в интерактивных онлайновых пресс-конференциях, недавно в таком мероприятии участвовал президент Российской Федерации. "Первичные электронные интерфейсы", которые решают задачи доступа граждан и сообществ к различной государственной информации, есть уже у большинства органов государственной власти. Они, конечно, уступают по качеству коммерческим ресурсам, что связано как с бюджетом, так и с недостаточной заинтересованностью ведомств, о которой я уже упомянул. К тому же у нас нет регулирующего документа, который обязывал бы чиновников обновлять информацию или, скажем, размещать на сайтах ведомств законопроекты. Например, проект закона о электронной цифровой подписи пока не опубликован на сайте правительства, потому что такой практики еще нет.

Нужно еще добавить, что большая часть функциональных сервисов для граждан и бизнеса осуществляется региональными и местными органами власти, и одна из ключевых задач реформ - повышение эффективности их работы, ведь все мы знаем, что неудовлетворенность граждан властью во многом определяется низкой эффективностью именно местных органов.

Но надо понимать, что в любом случае перенос в новую среду взаимодействия между государственным органом и гражданами или между госорганами и бизнесом возможен до известных пределов. Даже проект электронного правительства более продвинутых в этом отношении США предполагает детальную проработку вопросов оптимального соотношения он-лайна и оф-лайна, и рациональное распределение ресурсов на развитие обеих процедур. Можно сделать удобный интерфейс для решения в он-лайне, например, задач налогообложения, но сколько у нас "электронных" физических или юридических лиц? И позволяет ли уровень самих технологий добиться необходимого уровня доверия при взаимодействии, основанном на платежных транзакциях? Здесь пока больше вопросов, чем ответов, и главный вопрос - урегулирование юридических процедур. Пройдет еще много времени, прежде чем электронному документу будут доверять так же, как бумажке с печатью. Вообще нормативная база - один из ключевых факторов в процессе становления электронного правительства. Оно должно быть столь же легитимным, как и традиционное государство, не менее легитимным, чем "электронное" физическое или юридическое лицо.

Хотя практика показывает, что и в существующем правовом поле можно что-то делать. И здесь важно, что в выработке стратегии информатизации у нас уже есть позитивные сдвиги. В феврале председатель правительства Михаил Касьянов подписал распоряжение о разработке федеральной целевой программы "Электронная Россия", которая охватывает все сферы информатизации, в том числе и вопросы "электронного правительства". "Белая Книга информационных технологий", которую готовит экспертный совет под руководством Андрея Илларионова, будет, если хотите, доктринальным документом, имеющим большое значение для всего процесса движения России к информационному обществу. Очень важно было бы сформировать при правительстве совет по внедрению информационных технологий, какие уже есть в развитых странах. Во многих из них введены государственные должности уполномоченного по государственной информации. Этот чиновник отвечает перед обществом за то, как государство исполняет конституционное право граждан на доступ к информации. В Великобритании это "электронный посланник", e-envoy, в США - Chief Information Officer. Сейчас я в полной мере ощущаю себя подобным "посланником" в России, хотя на меня и не возлагали такой ответственности.

- Многие критикуют идею "электронного правительства", полагая, что за всем этим стоят крупные производители компьютерной техники и программного обеспечения, которые пытаются получить госзаказ. Что можно сказать о нынешнем уровне оснащенности техникой государственных органов?

- Для развития информационных технологий необходимы четыре базовых условия: энергия, сети, информация (контент) и образование. "Пентиумы" - не обязательны.

На столах 70 процентов наших госчиновников есть персональные компьютеры, но выход в Интернет имеют только 2 процента из них. Это говорит о том, что компьютеры в госорганах используются в лучшем случае как окно доступа в базу данных или как печатная машинка, а в худшем - просто как элемент интерьера. Чтобы компьютер заработал в полную силу, его надо присоединить к Сети, хотя бы к Интранету. В США одна из успешных компаний малого бизнеса разрабатывает "софт", позволяющий приспособить под Интернет даже 386-е компьютеры. У нас, я уверен, есть умельцы, которые могут создать не менее качественное программное обеспечение.

"Умное железо" нужно для современных компьютерных игр, а для работы вполне хватает и 386-го компьютера. Главная проблема не в оснащенности технологиями, а в человеке, использующем эти технологии. Люди должны постоянно учиться. Сегодня как никогда возрастает роль постдипломного образования - от компьютерного ликбеза до освоения специализированных программ. У нас действует распоряжение, обязывающее всех чиновников, хотя бы год проработавших на руководящих постах, пройти курсы переподготовки. Знаете, какой оно вызывает скрежет зубовный в бюрократической среде?

Конечно, у бюрократа появляются опасения: "если я стану внедрять информационные технологии, вскоре мое место окажется ненужным". И эти опасения, безусловно, оправданны. Онлайновая инфраструктура способна перенести в автоматизированный режим многие государственные сервисы и функциональные задачи, и тогда не потребуется такого количества государственных служащих, как сейчас. Введение систем электронного управления в России позволит минимум на 20 процентов сократить аппарат. А то у нас есть регионы, в которых частный бизнес отсутствует как класс, а есть лишь чиновники. Например, на Соловецких островах все тысячное население состоит на госслужбе.

Однако пока никто не может сказать, на какие вызовы придется отвечать государству. Это живой организм, и мы будем действовать надежно и аккуратно. Мне кажется, новые технологии - не угроза для бюрократии, это предупреждение тем, кто не желает изменять структуру управления. В информационном обществе государство по качеству работы и услуг должно стать столь же конкурентоспособным, как и все остальные общественные или рыночные институты. ("Эксперт, Интернет" №3 (11) от 09.04.2001)




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 05.08.2020
    USD73,3806-0,7780
    EUR86,5011-0,7242
    E/U1,1788+0,0026
    БВК79,2848-0,7538
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Российский деловой портал «Альянс Медиа»
     · Бизнес России
    Бизнес-образование
     · Бизнес-план
     · БИНФО
     · Благотворительность
     · Бухгалтерский учет
     · Вся Россия
     · ВЭД
    Госзаказ
     · Дистанционный консалтинг
     · ЖКХ
     · Законы
     · Зоокластер
     · Инвестиции
     · Инновации
     · Исследования
    Исторические документы
     · ИТ и связь
     · Кино
     · Кластер инноваций
     · Кластерное развитие
     · Коммерческие предложения
    Легпром
     · Маркетинг
     · Мероприятия
     · Молодежь
     · Наука
     · Недвижимость
     · Охрана труда
     · Размещение пресс-релизов
    Пресса
     · Продукция и услуги
     · Работа
     · Рассылки
     · Реклама и PR
     · Ремесленничество
     · Рестораны
     · Русский язык
    Система ММЦ
     · Словарь
     · Социальное общество
     · Спорт
     · Стиль Мода Дизайн
     · Субконтрактация
    ТВ - Первый канал бизнеса
     · Тесты
     · Транспорт
     · Финансовые рынки
     · Экология
    Адыгея
     · Алтай
     · Амурская область
     · Архангельск
     · Астрахань
     · Башкортостан
     · Белгород
     · Брянск
     · Бурятия
    Владимир
     · Волгоград
     · Вологда
     · Воронеж
     · Дагестан
     · Еврейская АО
     · Забайкальский край
     · Иваново
     · Ингушетия
    Иркутск
     · Кабардино-Балкария
     · Калининград
     · Калмыкия
     · Калуга
     · Камчатка
     · Карачаево-Черкессия
     · Карелия
    Кемерово
     · Киров
     · Коми
     · Кострома
     · Краснодар
     · Красноярск
     · Курган
     · Курск
     · Ленинградская область
    Липецк
     · Магадан
     · Марий Эл
     · Мордовия
     · Москва
     · Московская область
     · Мурманск
     · Ненецкий АО
    Нижний Новгород
     · Новгород
     · Новосибирск
     · Омск
     · Орел
     · Оренбург
     · Осетия
     · Пенза
     · Пермь
     · Приморье
    Псков
     · Республика Алтай
     · Республика Крым
     · Ростов-на-Дону
     · Рязань
     · Самара
     · Санкт-Петербург
     · Саратов
    Сахалин
     · Свердловская область
     · Севастополь
     · Смоленск
     · Ставрополь
     · Тамбов
     · Татарстан
     · Тверь
     · Томск
    Тула
     · Тыва
     · Тюмень
     · Удмуртия
     · Ульяновск
     · Хабаровск
     · Хакасия
     · ХМАО-Югра
     · Челябинск
     · Чечня
    Чувашия
     · Чукотка
     · Якутия
     · Ямало-Ненецкий АО
     · Ярославль
    Дальневосточный ФО
     · Приволжский ФО
     · Северо-Западный ФО
     · Северо-Кавказский ФО
     · Сибирский ФО
     · Уральский ФО
    Центральный ФО
     · Южный ФО
    Австралия
     · Австрия
     · Азербайджан
     · Аргентина
     · Армения
     · АТЭС
     · Белоруссия
     · Бельгия
     · Болгария
     · Бразилия
    Великобритания
     · Венгрия
     · Вьетнам
     · Германия
     · Греция
     · Грузия
     · Дания
     · ЕАЭС
     · Египет
     · Израиль
     · Индия
    Ирландия
     · Испания
     · Италия
     · Казахстан
     · Канада
     · Кипр
     · Киргизия
     · Китай
     · Куба
     · Латвия
     · Литва
    Молдавия
     · Монголия
     · Нидерланды
     · Норвегия
     · Польша
     · Португалия
     · Румыния
     · Сербия
     · Словакия
     · Словения
    СНГ
     · Таджикистан
     · Тайвань
     · Туркмения
     · Турция
     · Узбекистан
     · Украина
     · Финляндия
     · Франция
     · Хорватия
    Черногория
     · Чехия
     · Швейцария
     · Швеция
     · Эстония
     · Южная Корея
     · Япония
    2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности